
Из Устава уберут то, чего там никогда не было
Депутаты и Смольный подготовили изменения главного документа города. Его нужно привести в соответствие с новыми нормами федерального законодательства, например, исключить сроки работы губернатора на своём посту. Заодно документ «причёсывается» под современные реалии. Как пояснил глава комитета по законодательству Всеволод Беликов, работа настолько объёмная, что её разделили: часть поправок вносится законопроектом губернатора, часть подготовлена депутатами комитета по законодательству.
«Ряд вопросов жестко трактуется федеральным законодателем и у нас нет возможности их изменения. Но есть темы специального правового регулирования. В любом случае мы опираемся на новые нормы Конституции России и 414 ФЗ для того, чтобы выстроить обновленную систему взаимодействия органов власти», — отметил Всеволод Беликов.
Смольный не хочет
Никакого председателя
Слухи о том, что в Петербурге может появиться председатель правительства, а губернатор при нем будет фактически «свадебным генералом» беспочвенны. Более того, судя по корректировкам, в городе усиливается вертикаль главы города. Тот абзац, в котором говорится, что правительство города возглавляет губернатор не просто стилистически переписывается. Позиции высшего должностного лица в нем выносятся на первое место. Структура та же – губернатор возглавляет правительство, правительство – все остальные органы власти. И вариативности при этом не допускается.
Напомним, что разговоры о введении должности председателя петербургского правительства крутят более 20 лет. Попытки отвести главу города от реального управления, размыв единоначалие человека, отвечающего за все, периодически предпринимались политическими кланами. Но безуспешно.
Есть в поправках к Уставу одно положение, которое заставило задуматься о размытых полномочиях: о том, что правительство вправе заключать договоры и соглашения, подписываемые губернатором либо уполномоченным им членом правительства. Как оказалось, речь идет, прежде всего, о договорах о предоставлении денег из казны между разными уровнями власти в рамках бюджетного кодекса.
Правительство, как и сегодня, будет состоять не более чем из 15 членов, а в его состав войдут губернатор, не менее семи вице-губернаторов и представитель главы города в ЗакСе.
Губернатор теперь сможет настоять на назначении себе в помощники того человека, которого считает достойным. Корректируются положения, предусмотренные для спорных ситуаций при согласовании вице-губернаторов. Сегодня в Уставе города прописано: если депутаты не согласовывают предложенного претендента на вице-, то «одна и та же кандидатура не может быть представлена более двух раз. Повторно данная кандидатура должна быть представлена для согласования не позднее чем через один месяц».
Таких ограничений больше не будет. Если депутаты не примут постановление о назначении вице-губернатора на должность – это будет считаться отказом в согласовании. Но губернатор может внести кандидатуру повторно. Хоть на следующий день и неограниченное число раз. Юристы, впрочем, считают, что такое поведение губернатора сочтут злоупотреблением властью.
Обычно после смены губернатора правительство работает в прежнем составе до утверждения следующего. Ещё одно интересное дополнение в новую версию Устава уточняет, что этот процесс можно считать свершившимся после назначения семи новых членов.
В Уставе появляется целая отдельная статья, посвящённая заседаниям правительства. Состоит она из одного абзаца, в котором говорится, что правомочным оно считается при присутствии больше половины членов высшего органа власти. Это не значит, что раньше губернатор с двумя вице- могли тихонько встретиться и что-то порешать на троих — ограничения были в законе о городском правительстве. Теперь они перекочевали в Устав.
Правительство наделяется ещё одним правом — признавать утратившими силу или менять древние действующие до сих пор документы, например Ленгорисполкома.
Появляется пункт об отчёте правительства города. Ранее эта обязанность была закреплена только в городских законах. Теперь в Уставе прописано – губернатор выступает в городском парламенте каждый год не позднее 15 мая.
Статью двадцать исключить
После внесения изменений в Устав исчезнет возможность назначить петербургского Государственного секретаря. В 2001 году, когда такая должность попала в Устав города, предполагалось, что Петербургу нужен будет человек, у которого хранятся все нормативные документы, законы Петербурга и их сводный реестр. Госсекретаря планировали назначать каждые пять лет. Но закон о нем никак не могли принять.
Первым о необходимости должности хранителя печати высказался ещё в 1997 году Михаил Амосов – как тогда, так и сейчас, депутат городского парламента. В январе 2002 года такой закон даже был принят, но его не подписал губернатор Владимир Яковлев. Попытки внести новые документы о Госсекретаре предпринимались в 2005 году одним из депутатов и в 2012 году самим Григорием Явлинским. Он на эту должность предлагал назначить именно Михаила Амосова. Но с развитием Интернета необходимость в такой функции для нужд городской власти таяла с каждым годом, а теперь – и совсем отпала.
Короче с коррупцией
По всему тексту Устава предлагается исключить длинные абзацы, связанные с антикоррупционными ограничениями. Для лаконичности просто делается отсылка на федеральное законодательство. Например, так:
«губернатор Петербурга должен соблюдать ограничения, запреты и исполнять обязанности, установленные законодательством Российской Федерации в целях противодействии коррупции».
Меняется и формулировка о зарплате главы города. Если сегодня указано, что законом устанавливается должностной оклад, то в новой версии прописано, что депутаты определяют все денежное вознаграждение.
Без срока давности народом избранный
Как и предполагалось по федеральному законодательству, из Устава исчезает строчка о том, что губернатор, избранный на пять лет, «не может замещать указанную должность в результате выборов более двух сроков подряд».
Изменяется и срок вступления в должность после избрания. Сейчас в Уставе прописано, что это происходит на седьмой день после официального опубликования результатов выборов. Будет – 14 дней. И, судя по тому, что корректировок, предполагающих изменение системы избрания главы города не значится, отменять процедуру прямых народных выборов не планируется.
Из оснований для досрочного прекращений полномочий губернатора исчезает отзыв избирателями. Совсем. Как пояснили специалисты, процедура отзыва высшего должностного лица субъекта ФЗ № 414 не предусмотрена и у Петербурга нет правовых оснований для ее сохранения.
Власть над муниципалами
В Устав города вносятся корректировки, которые прописывают, что губернатор вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципалитета и местной администрации за плохое исполнение обязанностей, может отрешить их от должности, если в течение месяца после этого муниципалы не исправили свои ошибки. Он может обратиться в муниципальный совет с инициативой об удалении главы ВМО в отставку при недостижении показателей работы.
Это серьёзно усилит власть градоначальника — ведь сегодня, например, главу местной администрации снять с должности может суд и только суд — даже по представлению губернатора по исчерпывающему перечню оснований.
Депутаты ничего не понимают
От решения некоторых вопросов, которые сегодня регулируются законами, депутатов предлагается отстранить. Например, если сегодня система органов власти Смольного утверждается законом, а структура – губернатором, то в будущем определять их будет только градоначальник.
В Уставе также появляется такое понятие как правовые акты губернатора – сейчас значатся только документы правительства.
Депутаты получат возможность официально обращаться не только к вице-губернаторам, руководителям комитетов и районов. Теперь вместо неких «иных членов правительства» в Уставе среди перечня адресатов появляется представитель губернатора в ЗакСе. Напомним, что раньше депутаты писали запросы только губернатору города, заваливая его кабинет стопками обращений. Потом было решено делать предварительный запрос к курирующим членам правительства и только потом – к главе города. Теперь большинство вопросов депутатов к первому лицу будет снимать его официальный представитель.
Уходит из Устава утверждение депутатами реестра городского имущества. Специалисты уточнили: предложенная норма корреспондирует федеральному закону. Но это не исключает возможности представлять изменения в реестр имущества депутатами. Это право города и, возможно, ко второму чтению корректировки Устава это положение будет уточнено.
Ещё один пункт гласит, что реестр расходных обязательств Петербурга ведётся в порядке, установленном городским правительством. Сейчас же органы госвласти ведут реестры расходов в порядке, который установлен городскими законами. Говорят, что это — требование Бюджетного кодекса.
Зато в Уставе появляется новое положение про совместный план законопроектной работы депутатов и Смольного. 27 октября 2021 года план с перечнем законопроектов подписывался уже в 18-ый раз.
ЗакС не против
33,33 = 34
Депутаты также подготовили свой пакет корректировок к другим положениям Устава. И определили, чтобы никто не путался: Санкт-Петербург – это равнозначное наименование «города федерального значения Санкт-Петербург». Много в документе и других подобных технических и стилистических корректировок в разделах про КСП, Избирком и другие институты.
Парламентарии уточняют, что значит 2/3 от их установленного числа, если при делении получается неровно — это первое число после округления в большую сторону. Так, сегодняшнее 33,33 депутата – это 34 депутата, а не какое-то другое количество «землекопов». Что снимает возможность оспаривания принятых законов 33 голосами «за».
И именно такое число избранных депутатов должна будет зарегистрировать ГИК для того, чтобы новый созыв парламента официально начал работать – сегодня полномочия отсчитываются со дня первого заседания.
Депутаты теперь будут принимать только законы и постановления. Решения городского парламента исчезают из Устава как класс — такая форма не предусмотрена федералами.
Чтобы всем отныне было понятно, в Уставе не просто прописывается, что законы города приводятся в соответствие с федеральными, если от них отличаются, а заявляется уверенно: законы не могут противоречить вышестоящим документам.
Единство
В Уставе города будут прописаны положения о единстве системы публичной власти города. Но войдут в неё по-прежнему ЗакС, правительство и мировые судьи – с уточнением – мировые судьи Санкт-Петербурга.
Муниципалы, и об этом сказано отдельно, в систему органов власти не входят. Но с ними взаимодействуют те, которые в единой системе значится. То есть вертикали, по которой все муниципалитеты выстаиваются в стройную систему подчинения Смольному, в Петербурге не появится.
Сохраняется и требование по изменению границ муниципалитетов законами с учётом мнения населения. То есть, если и будет поднят вопрос про объединение МО в городе, то порядок будет таким же невыносимо сложным и проблемным, как и сегодня. Так что без сверх веских оснований все взять и перекроить будет невозможно.
Молодой парламент
Из Устава депутаты предлагают исключить ограничение в 21 год для кандидатов в депутаты ЗакСа. Такая норма пока сохраняется в городском законе о выборах депутатов ЗакСа. Но парламентарии смогут её изменить. И тогда в Заксобрание Петербурга смогут баллотироваться, так же как и в муниципальные советы, хоть с 18 лет. Наверное, это будет удобно для тех, кто не смог поступить в вуз, но не хочет служить один год в армии – можно будет пять лет альтернативно отдать долг Родине на ниве законотворчества.
Закон и порядок
Все гарантии, связанные с особым порядком производства следственных действий в отношении депутата в рамках административных или уголовных дел, сохраняются. Добавляется ещё один пункт о том, что парламентарий может отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с осуществлением им своих полномочий.
Никакого бизнеса, но можно прогуливать работу
Обсуждаемый в политических кругах вопрос, не перейти ли парламенту на освобождённую основу работы, снимается. Одна из поправок уточняет то, что установлено и сегодня – депутаты осуществляют депутатскую деятельность на профессиональной, постоянной основе.
Сторонники освобождённой деятельности считают, что город сэкономит на зарплатах, когда человек не будет увольняться со своей основной работы или закрывать бизнес, и при этом трудиться на ниве законотворчества. Но опыт показывает лукавство такой системы. В парламент в таком случае стремятся игроки крупного бизнеса и с одной только целью: получить доступ к нужным дверям, открывать их в интересах своего бизнеса и закрывать перед носом у всех остальных. Да, и сегодня крупные игроки направляют в депутатский корпус своих представителей. Но когда они должны работать депутатами с ограничением по коммерческой деятельности, они перестраиваются. И пользы для законодательства и для избирателей от них больше.
Компенсация за все ущемления достойная – из Устава уходят нормы, по которым после трех месяцев отсутствия без уважительной причины, депутата можно досрочно лишить полномочий. Правда те, кто прогуливать заседания намерен не в России, а на постоянку уедет жить заграницу, мандат потеряют.
Десять дней
Депутаты унифицируют вступление законов в силу. Сегодня в Уставе прописано, что это свершается на следующий день после официального опубликования, за исключением случаев, когда в документе указан другой срок. Теперь по умолчанию все законопроекты станут законами через 10 дней после их опубликования. Особые сроки можно будет указать в самом документе. Как например, будет с этими изменениями в Устав города, которые должны начать действовать с 1 января 2023 года.