
Широко заявленными в Петербурге льготами для бизнеса, призванными его поддержать в период антиковидных ограничений, в 2020 году было охвачено только 3,6 процента организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имели на них право, а в 2021 году и того меньше – 3,3 процента. Такие данные высчитали специалисты Контрольно-счетной палаты Петербурга, которые по данным ФНС и налоговых деклараций составили отчет об эффективности мер поддержки времен пандемии COVID-19 (имеется в распоряжении редакции).
Ненужные льготы
Почти все льготы, которые специалисты смогли оценить, они назвали результативными и эффективными. Но вот востребованными их никак назвать нельзя.
Коэффициент востребованности считается пороговым, когда достигает 10 процентов от объема потенциальных получателей. Вот некоторые данные о числе компаний, которые имели право, обратились и получили поддержку.
Освобождение от налога для туризма, гостиничного и санаторно-курортного бизнеса, конгрессно-выставочной деятельности.
2020 год – воспользовалось 1,7% — 39 организаций
2021 год – воспользовалось 1,7 % -38 организаций
Уменьшение налога для компаний по объектам недвижимости от 500 кв. м, либо совокупной площадью от 1000 кв. м, которые снизили аренду организациям гостиничного бизнеса, санаторно-курортного лечения и конгрессно-выставочной деятельности
2020 год – воспользовалось 22,5 % — 9 организаций
2021 год – воспользовалось 22,5% — 9 организаций
Уменьшение вдвое налога за 2020 год по недвижимости, которую сдали в аренду СМП наиболее пострадавших отраслей по льготной ставке в 50 процентов на срок не менее трех месяцев
2020 год – воспользовалось 0,2% — 14 организаций
Уменьшение на 50% налога, исчисленного за 2020 год для организаций в сфере гостиничного и санаторно-курортного бизнеса
2020 год – воспользовалось 0,5% — 5 организаций
Освобождение от налога в 2020 и 2021 годы и от половины налога в 2022 году для туристических автобусов
2020 год – воспользовалось 0,16% — 10 организаций
2021 год – воспользовалось 0,16% — 13 организаций
Отказы в предоставлении этой льготы — 27 процентов от числа обратившихся.
Освобождение от земельного налога для туристических организаций, гостиничного, санаторно-курортного бизнеса и конгрессно-выставочной деятельности
2020 год – воспользовалось 1,3% — 25 организаций
2021 год – воспользовалось 1,3% — 29 организаций
Уменьшение налога по объектам недвижимости, от 500 кв. м, либо совокупной площади от 1000 кв. м, сдаваемым в аренду туристической сфере пропорциональным исчислением ставки
2020 год – воспользовалось 10% — 5 организаций
2021 год – воспользовалось 7,5% — 3 организации
УСН до 1% по доходы на 2021 год для туристических организаций
2021 год – воспользовалось 10% — 230 организаций
Отказы по этой льготе — 9,2 процента от числа обратившихся.
Такой объем помощи предпринимателям привел к выпадающим доходам городского бюджета в 2,568 миллиарда рублей в 2020 году и 695,6 миллиона рублей в 2021 году.
Избирательный принцип
Специалисты выяснили, что петербургский перечень получателей льгот отличался от федерального списка пострадавших отраслей. Так Петербург в 2020 год проигнорировал нужды отраслей, смежных с туристической. Например, компании, которые по ОКВЭДам занимались производством изделий народных художественных промыслов — 15 микропредприятий и 88 ИП на УСН, морским пассажирским транспортом — 38 малых и микропредприятий и 21 ИП на УСН и внутренним водным пассажирским транспортом — 59 малых и микропредприятий и 49 ИП на УСН.
«Тем самым, условия государственной поддержки для 270 организаций и ИП ухудшены, поскольку они лишены права на применение льготы», — говорится в отчете.
При этом город помогал фирмам, которых в федеральном перечне пострадавших отраслей вообще не значилось. Это обрабатывающие производства, сфера разработки компьютерного программного обеспечения и консультаций по этому направлению, технические испытания, исследования, анализ, сертификация, научные исследования и деятельность в области фотографии. Всего — 203 организации и ИП.
Критика «справедливости» распределения господдержки была известна – жалобы поступали от бизнесменов в аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей. Они были недовольны формальным подходом применения ОКВЭДа для определения кому помогать, а кому нет. Именно это стало для многих препятствием в получении помощи от государства. В результате нуждающиеся не могли ни на что претендовать, понесли серьезные потери, вынуждены были сокращать рабочие места и даже прекращать деятельность.
Всем известно, что сложная ситуация в период пандемии была в секторе услуг и розничной не продуктовой торговли, еще серьезно пострадало частное образование, детские сады и организации допобразования. «Большинство компаний этих секторов также критически нуждались в государственной поддержке, однако не смогли получить необходимую помощь», — говорится в документе.
Ковид прошел, выводы остались
Низкий «спрос» льгот объясняется тем, что бизнес не был широко проинформирован обо всех возможностях и главное – о механизмах, спорной целевой направленностью мер поддержки и их низкой привлекательностью.
Избыточность условий и ограничений, а также затраты налогоплательщиков на подтверждение права на льготу вставали барьером на пути к протянутой руке от государства — когда многие критически нуждались в отсрочках по налоговым платежам, но не могли на них претендовать по формальным признакам.
Плохо, как оказалось, и с окупаемостью внедренных налоговых льгот. Ведь они устанавливались не только для того, чтобы бизнесу стало чуть легче, но, и чтобы компании, встав на ноги, стали больше отчислять в казну. А совокупный бюджетный эффект от принятых мер поддержки оказался отрицательным. По крайней мере, по нескольким рассчитанным льготам в 2020 году минус вплотную приблизился к миллиарду, сложившись в красивую цифру в 999 миллионов рублей.