Депутаты Законодательного собрания в первом чтении приняли законопроект о выплатах владельцам гаражей. Компенсацию они смогут получить теперь не только из-за потери дома для своей машины в результате постройки городских объектов, но и когда реализуются проекты концессионных соглашений и государственно-частного партрнерства. Бюджету города выплаты обойдутся в 19,5 миллиона рублей. Петербургский формат вспоминает историю вопроса.

Счёт за 15 лет
Депутаты Законодательного собрания 18 мая приняли в первом чтении законопроект о выплатах владельцам гаражей. Документ внес в парламент губернатор Петербурга Александр Беглов. Согласно законопроекту жителям города будут выплачивать компенсацию, если строение мешает реализации проектов государственно-частного партрнерства и проектов по концессии. Сейчас петербуржцам за снос гаражей выплачивают деньги только когда строятся городские проекты. Представитель главы города в ЗакСе Константин Сухенко рассказал, что новые поправки помогут уравнять возможности собственников гаражей на получение выплат. Сумма компенсации будет зависеть от типа гаража: средняя 87500 рублей, а максимальная 120 тысяч. Причем это лишь социальная выплата, она не будет возмещать полную стоимость гаража.
Если раньше ждать выплату компенсации приходилось до трёх лет, то сейчас этот вопрос обещают решить за 20-30 дней. Сухенко отметил, что закон будет распространяться на все гаражи, которые снесли с 1 июля 2008 года.
Споры о выплатах
Многих депутатов Законодательного собрания не устроила сумма выплаты и то, от чего она будет зависеть. Глава фракции КПРФ Роман Кононенко считает, что 87 тысяч рублей слишком мало за снос кирпичного гаража. Депутат партии Справедливая Россия Андрей Алескеров уточнил, что рыночная стоимость гаража сейчас составляет более 800 тысяч рублей и городу нужно отталкиваться именно от этой цифры. Константин Сухенко объяснил: «Это не компенсации стоимости гаража, это социальная выплата, которая в определённой степени призвана компенсировать лишь часть издержек и какие-то потери. Ставить вопрос о полной компенсации не вполне корректно, надо учитывать, что это просто акт доброй воли города».
История из нулевых
Начиная с 2004 года в Санкт-Петербурге без должной компенсации было снесено около 15 тысяч гаражей. В 2006 году в городе каждый день сносили несколько десятков. Взамен их владельцы не получали ни денег, ни мест для стоянки машин, потому что земля под гаражи была выделена на условиях краткосрочной аренды, а договора заканчивались, и город их не продлевал. Соответственно территорию собственники должны были освободить. Люди были недовольны таким исходом и постоянно выходили на протесты. Хозяевам гаражей предлагали отстаивать свои права в суде. Изначально компенсацию предлагали в размере 60 тысяч рублей, позже эта сумма уменьшилась до 47 тысяч, а потом её и вовсе убрали. Петербуржцам предлагали купить гараж на специально выделенных территориях по себестоимости, но возможность приобрести его за 108 тысяч рублей была не у всех.
Гаражи сначала сносили, а только потом отправляли владельцев судиться, поэтому доказать, какое было строение и сколько оно стоило на самом деле, было почти невозможно.
16 сентября 2011 года бывший губернатор Петербурга Георгий Полтавченко решил остановить массовые возмущения горожан, многочисленные суды, акции протеста и объявил мораторий на снос всех гаражей. Во время моратория он дал поручение подготовить предложения по компенсациям за снесенные гаражи в случае изъятия земель для государственных нужд. На тот момент в Петербурге находилось около 350 тысяч плоскостных гаражей, и проблема коснулась как минимум 700 тысяч человек.
В 2019 году в Петербурге проходила инвентаризация гаражей, информацию нанесли на онлайн-карту, на которой можно узнать кадастровый номер объекта.
С 1 сентября 2021 года в России стартовала «гаражная амнистия». Это была ограниченная по времени возможность в упрощенном виде оформить их в собственность. Закон подписал президент Владимир Путин. Сама амнистия действует до 2026 года. Этот закон позволил обозначить гараж как отдельную собственность на территории ГСК и распространить на него необходимые права. Реализацию закона в Петербурге курировал комитет имущественных отношений. Он оценил число земельных участков, которые могли попасть под амнистию, и предварительные расчеты показали, что на территории города гаражи занимали площадь в 1,130 гектара. В итоге получилось 630,7 тысячи земельных участков. Закон распростронялся на объекты, построенные до 31 декабря 2004 года. Воспользоваться амнистией смогли только те, кому участок предоставила организация или орган власти, либо же, если владелец получил гараж и землю на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива. Упрощённый порядок оформления в собственность действовал на некапитальные металлические гаражи лишь если землю под ними в свое время выделяли гаражному кооперативу.
В 2023 году для того, чтобы владелец гаража смог подтвердить право на получение компенсации за снос строения, ему необходимо предоставить один из документов: свидетельство о членстве в организации автомобилистов, договор купли-продажи гаража, документ о получении строения по наследству или судебный акт, который позволяет пользоваться объектом. То есть достаточно просто подтвердить свою принадлежность к гаражу, который подлежит сносу, чтобы получить компенсацию.
А.К., Петербургский формат