Комиссия Законодательного собрания Петербурга по культуре рассмотрела сегодня вопрос о размещении наружной рекламы в городе. Депутаты решили поддержать обращение губернатора Северной столицы Георгия Полтавченко к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой смягчить ГОСТ для рекламных конструкций на дорогах, который сократил в Петербурге количество мест, пригодных для размещения рекламы, до нескольких десятков, что грозит снижением доходов регионального бюджета.
Члены комиссии обсудили ситуацию, сложившуюся в городе после того, как ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» стал обязательным (ранее он имел рекомендательный характер). Данный документ сократил в Петербурге число мест, пригодных для размещения рекламных конструкций, до нескольких десятков. Это может обернуться существенным снижением доходов городского бюджета, которые Смольный уже вынужден секвестировать более чем на 5% (доходную и расходную части планируется уменьшить на 23,4 млрд рублей, до 396 млрд и 451 млрд соответственно).
Парламентарии решили создать совместно с комитетом правительства Петербурга по печати рабочую группу для обсуждения вопроса об обращении Георгия Полтавченко к Дмитрию Медведеву. В обращении содержится просьба рассмотреть возможность исключения из ГОСТа ряда запретов на размещение средств наружной рекламы, в частности, над проезжей частью и обочинами дорог, на разделительных полосах, в пределах границ наземных пешеходных переходов и на расстоянии менее 5 м от бровки полотна автомобильной дороги.
Отметим, что в Петербурге договоры на эксплуатацию наружной рекламы истекли еще в позапрошлом году, и с тех пор рекламные конструкции на улицах города находятся фактически незаконно. В Северной столице нет даже схемы размещения наружной рекламы. В прошлом году, еще до того, как ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах…» стал обязательным, власти разработали этот документ, но он сокращал количество мест для рекламных конструкций с 14,8 тыс. до 9,7 тыс., что вызвало протесты бизнес-сообщества.
В начале этого года Полтавченко уже обратился к Медведеву с просьбой пересмотреть ГОСТ и ввел мораторий на массовый снос конструкций до 30 марта. При этом рекламные компании должны были погасить долги перед городом, которые составляют около 400 млн рублей. Затем градоначальник продлил мораторий до принятия Белым домом решения по ГОСТу. Параллельно депутат ЗакСа Алексей Ковалев написал премьеру письмо с просьбой отклонить ходатайство губернатора. По мнению парламентария, рекламные сооружения действительно представляют собой угрозу для пешеходов и автомобилистов.
А в марте вступили в силу изменения в федеральные законы «О рекламе» и «Об объектах культурного наследия народов РФ», которые запрещают размещать рекламу на объектах культурного наследия (ОКН) и их территории (кроме достопримечательных мест). Исключение составляют лишь объявления о проведении в памятниках архитектуры «театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий». Если у данного мероприятия есть спонсор, он может быть упомянут в рекламе, но это упоминание не должно занимать больше 10% площади объявления. Если же на памятнике все-таки появляется реклама, орган охраны памятников должен обратиться в суд с иском о ее демонтаже. В случае с федеральными памятниками этим должно заниматься Министерство культуры РФ, а с региональными – орган власти субъекта федерации (в Петербурге это комитет Смольного по государственному контролю и использованию памятников (КГИОП)). Данный закон не касается рекламных конструкций с уже действующими разрешениями, то есть в большинстве регионов, в отличие от Петербурга, он создаст проблемы лишь через несколько лет (договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций заключаются на срок 5-10 лет). Между тем, в Северной Пальмире насчитывается более 10 тыс. ОКН.
Павел Петров
Источник фото — http://vstroike.info