Городом руководят люди. Сайт «Петербургский формат» начинает цикл публикаций интервью с теми, кто трудится в городском правительстве, решая проблемы горожан. Первое слово – вице-губернатору – руководителю администрации Санкт-Петербурга Александру Говорунову.
— Александр Николаевич, вы полтора года отработали первым вице-губернатором. За это время палитра власти заметно изменилась…
— Во-первых, должен отметить, что согласно Уставу Санкт-Петербурга, законам и нормативным правовым актам Санкт-Петербурга, должность первого вице-губернатора, на которую вы ссылаетесь, не предусмотрена.
Так Вашу должность вице-губернатора – руководителя Администрации губернатора, называют по привычке, тем не менее что видится достижением? С чем связана частая сменяемость руководителей комитетов и глав районов?
— Что касается оценки результатов моей деятельности в качестве вице-губернатора Санкт-Петербурга–руководителя администрации Губернатора Санкт-Петербурга, то это компетенция Губернатора Санкт-Петербурга. Вопросы назначения на должность и освобождения от должности руководителей исполнительных органов государственной власти, к которым относятся должности глав администраций районов и председателей Комитетов, также находятся в ведении Губернатора Санкт-Петербурга.
— С самого своего зарождения в 1997 году муниципальная власть города подвергается критике, как беззубая и неспособная решить ни одной проблемы. В свою очередь, районные администрации Петербурга – некая структура, являющаяся распорядителем бюджетных средств и при этом не имеющая контроля за их расходованием, как в случае связки Законодательное собрание – администрация губернатора. Не считаете ли вы правильным отказаться от администраций районов, заменив их укрупненной муниципальной властью?
— Нужно понимать, что любые изменения законодательства Санкт-Петербурга по вопросам реформы системы исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и по вопросам реформы местного самоуправления требуют тщательного научного и юридического обоснования, финансовых и иных расчетов, определенных правовых действий уполномоченных субъектов законотворческой инициативы.
Система исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга устанавливается законом Санкт-Петербурга, принимаемым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлению Губернатора Санкт-Петербурга. В нашем городе разработан и осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на осуществление государственной политики Российской Федерации по реализации административной реформы. В их числе — реализация Программы Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы.
Организация местного самоуправления в Санкт-Петербурге определяется Законом о местном самоуправлении. Он устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы. Изменение принципов и порядка организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Закон о местном самоуправлении. Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, что правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Санкт-Петербурга и их должностных лиц в области местного самоуправления относится к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
— Грядет большая выборная кампания 2016 года. Как, на ваш взгляд, изменится городской парламент после выборов? Каковы шансы партии власти? Свидетельствует ли Ваше участие в конференции «Единой России» о поддержке ее со стороны администрации, или вы планируете участвовать во всех партийных тусовках? До сих пор не принят закон «О выборах городского парламента» в 2016 году. Как, по-вашему, почему? Региональная система выборов: если ее менять, то как?
— На мой взгляд, ваша формулировка вопроса звучит некорректно: я, как руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга не участвую в «тусовках», я выполняю свою работу, в рамках которой взаимодействую – подчеркиваю — со всеми политическими силами. Что касается выборной кампании, то я уже высказывался на эту тему: окончательное решение о том, какой будет система выборов в городской парламент – за депутатами Законодательного Собрания и Губернатором Санкт-Петербурга, каким будет состав – решать избирателям, и только им.
— В городе действуют кадровые резервы. Как организована система работы с ними?
— В Администрации Санкт-Петербурга формируются 3 вида резервов: кадровый резерв органов исполнительной власти, резерв управленческих кадров и Молодежный кадровый резерв.
На первом заседании Кадрового совета при Губернаторе Санкт-Петербурга, которое состоялось 22 декабря, мы объявили о том, что начал работу Кадровый портал Администрации Санкт-Петербурга — hr.gov.spb.ru. Воспользовавшись этим ресурсом, все желающие смогут получить полную информацию по интересующим их вопросам: перечню вакансий, стажировкам, конкурсам, кадровому резерву и т.д.
Резерв органов исполнительной власти формируется по результатам конкурсных процедур. Хочу подчеркнуть, что использование специалистов именно из резервов – это приоритет нашей кадровой политики. В 2015 году емкость кадровых резервов исполнительных органов власти была увеличена втрое, и сегодня в резерве есть специалисты практически по всем группам должностей государственной гражданской службы. В этом году количество назначений из резервов исполнительных органов власти превысило отметку в 300.
— Помогают ли эти резервы привлекать на госслужбу самых талантливых и способных? Как попасть в список резервистов?
— Интерес молодежи к работе органов власти значительно возрос. Удалось переломить тенденцию старения государственной службы, и это тоже результат активной работы с Молодежным кадровым резервом. За 4 года средний возраст государственного гражданского служащего Санкт-Петербурга снизился с 47 лет до 41 года. Каждый 6-й госслужащий в исполнительных органах власти сегодня моложе 30 лет. Что касается Молодежного кадрового резерва, то это – наиболее востребованный наш проект. Я рад отметить, что мы в этом далеко опережаем аналогичные проекты других регионов России. Только в этом году в молодежный резерв было подано свыше 2 тысяч заявок от студентов-старшекурсников, аспирантов, выпускников. Набор кандидатов ведется по нескольким десяткам специальностей. Кандидатами могут быть граждане РФ в возрасте от 20 до 35 лет, которые владеют русским языком, обладают навыками пользования современной оргтехникой и программными продуктами. Кандидат должен заполнить анкету на кадровом портале hr.gov.spb.ru, после чего он будет приглашен на оценочные процедуры. Оценку кандидатов проводит команда опытных психологов Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра и Комитета госслужбы и кадровой политики. Если соискатель успешно справился со всеми испытаниями, он зачисляется в резерв и проходит подготовку – курс практических занятий и стажировку. С этого момента он находится «на низком старте». В любой момент его могут пригласить на собеседование и предложить приступить к работе. В 2015 году государственными служащими стали 79 участников Молодежного кадрового резерва. Всего за три года существования резерва почти 200 выпускников получили свои назначения в органах власти города.
— Третий вид резерва — управленческих кадров…
– Это резерв высшего уровня для замещения должностей руководителей и заместителей руководителей исполнительных органов власти, руководителей подведомственных организаций. В 2015 году из резерва управленческих кадров Санкт-Петербурга были назначены на руководящие должности 32 человека. Всего из резерва осуществлено более 130 назначений на руководящие должности.
Кандидаты выдвигаются органами власти, профессиональными сообществами, партиями и другими структурами. В резерв могут быть включены представители бизнеса, науки, образования, культуры, государственные служащие, представители органов местного самоуправления и другие. Возможно самовыдвижение кандидата. Это право есть у выпускников федеральной программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации – Президентской программы, лауреатов проекта «Кадровый резерв — Профессиональная команда страны», участников других федеральных и региональных кадровых программ и проектов. Оценка кандидатов, включающая профессиональное тестирование и психодиагностику, также проводится специалистами Санкт-Петербургского межрегионального ресурсного центра и Комитета госслужбы и кадровой политики. Особое требование к кандидатам – наличие подтвержденных результатов успешной управленческой деятельности. В составе документов на кандидата обязательно присутствует представление, в котором отражаются результаты реализованных кандидатами проектов.