22 сентября в Петербурге походит Всемирный день без автомобиля, проводимый в рамках Европейской недели мобильности. Традиционная международная акция стремится привлечь внимание общественности к проблемам загрязнения воздуха и избыточного количества автомобильного транспорта, мотивировать граждан пересесть с личного автотранспорта на общественный, развивать вело- и пешеходное движение как средство улучшения экологии городов. Петербург участвует в ней с 2015 года.
Программа мероприятий Дня без автомобиля открылась акцией «третий трамвайный маршрут». В течение дня для горожан и гостей города организовано движение по Троицкому мосту популярного маршрута №3А, следующего по исторической трассе от пл. Ленина до пл. Репина. Как рассказал пассажирам сегодняшнего рейса директор музея городского электрического транспорта Кирилл Нюквист, третий маршрут считается одним из символов Петербурга. «Тройка» – ровесник петербургского трамвая: маршрут появился в октябре 1907 года, практически одновременно с первыми трамвайными вагонами на городских магистралях. Из окон современного трамвая пассажиры в течение всего дня смогут любоваться открыточными видами Петербурга. Всего на маршруте в этот день работает семь вагонов.
Основные мероприятия финального дня Европейской недели мобильности развернулись на Манежной площади, которая вместе с участками Итальянской и Караванной улиц в этот день стала пешеходной. Здесь развернулась выставка современного экологичного общественного транспорта – автобусов, работающих на метане, троллейбусов, электрокаров и альтернативных способов передвижения. На площадке побывали вице-губернатор Игорь Албин, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин, первый заместитель председателя Комитета по транспорту Елена Осинцева, начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин.
Вице-губернатору был представлен единственный автомобиль такси в Петербурге, работающий на электроприводе. Как рассказал водитель автомобиля Tesla Сергей Кузнецов, на сегодняшний день в России работают два опытный образца таких такси – по одному в Петербурге и в Москве, и автомобили уже пользуются спросом у пассажиров. Игорь Албин отметил, что электромобиль такси «задает стандарт другого качества жизни, другой экологии».
Директор компании «Аудит Энерго Групп» Ия Гордеева представила гостям аппаратуру зарядной станции для электрокаров. Сегодня в городе установлено 10 таких станций: 6 медленных и 4 быстрых зарядных устройства. Пользователи гибридных автомобилей, в свою очередь, предложили оснастить зарядными устройствами городские парковочные пространства.
Для юных участников мероприятия на Манежной организовали открытый урок в «Добром троллейбусе»: сотрудники ГИБДД в игровой форме рассказали о правилах дорожного движения и безопасного пользования общественным транспортом.
Выступая перед собравшимися, Игорь Албин отметил, что на 7,3 млрд человек населения Земли приходится 1 млрд единиц транспортных средств, включая легковые автомобили, грузовики различных классов и автобусы, однако экологических стандартов они пока не достигают. «Правительство Санкт-Петербурга и Губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко уделяют очень большое внимание развитию уличной городской сети и общественного городского транспорта. Мы постоянно обновляем подвижной состав и постепенно переходим на более экологичные стандарты. Сегодня на городских маршрутах бегает порядка 60 автобусов на природном газе, а до конца года их количество увеличится до 102», – сказал он.
Вице-губернатор сообщил, что в период Европейской недели мобильности объемы загрязнений воздуха сокращаются, по подсчетам специалистов, на 15-20%. В подтверждение этому передвижная лаборатория мониторинга атмосферного воздуха, которая в режиме реального времени отслеживала параметры качества воздуха на Манежной площади, не зафиксировала превышений нормативных параметров ни по одному из отслеживаемых показателей. Как подчеркнули сотрудники лаборатории, «хорошая продуваемость и легкий дождь позволили петербургскому воздуху сегодня приблизиться по своим характеристикам к горному воздуху».
Не последнее значение имел тот факт, что многие петербуржцы в солидарность с акцией отказались от личных автомобилей. Вице-губернатор Игорь Албин весь рабочий день перемещался по городу на метро и наземном общественном транспорте.