70 процентов граждан начали экономить на покупках, 53% россиян пострадали от пандемии, но за последнюю неделю мая 2021 года рост потребрынка составил 7%. И с момента начала пандемии, это самый высокий показатель. Об этом на ПМЭФ в ходе сессии «Потребительский рынок после пандемии: что не убивает, делает нас сильнее» сообщил Макс Сэддон, корреспондент, Financial Times в России.
Участники дискуссии обсуждали как рост цен на продукты, так и изменение рынка поставки товаров потребления.
Анна Михина, вице-президент, руководитель управления развития сервисов экосистемы АО «Тинькофф Банк» рассказала, что если до пандемии развивалась экономика впечатлений, то с началом пандемии люди искали куда вложить средства. В результате случился бум рынка инвестиций. Также развилась индустрия онлайн занятости и игр. Сейчас, по ее словам, оффлайн возвращается. Так как у людей наблюдается усталость от онлайн сервиса.
Тему регулирования цен, точнее того, что у государства есть такие механизмы, но они не применялись и применяться, скорее всего не будут, осветил Виктор Евтухов, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации. Он отметил, что рост цен, который произошел в начале 2021 года обусловлен жадностью бизнеса. Но в краткосрочном периоде это нормально, так как бизнес и основывается на жадности. Но, опять-таки, эта жадность хороша, если она не длительна. Так как, как в известной поговорке, она порождает бедность. Самое главное, что смогли сделать в России – это не допустить пустых полок в период пандемии.
Игорь Шехтерман, главный исполнительный директор, председатель, член правления, X5 Retail Group N.V. дополнил тему, сообщив, что ажиотажный спрос весной прошлого года на товары потребления оказался в 30 раз больше, чем в «мирное время». Люди закупались продуктами на 3-4 месяца вперед.
На сессии также озвучили статистику роста онлайн продаж. Игорь Шехтерман сообщил, что если их компания до коронавируса получала по 600 заказов в день, то к концу года объем заказов вырос до 55 тысяч заказов в день. Юрий Алашеев, член совета директоров «ВкусВилл» рассказал, что у них тоже до пандемии было по 600 заказов в день. А к концу года объем вырос до 100 тысяч в день.
Даниил Шулейко, директор бизнес-группы по электронной торговле и логистическим сервисам «Яндекс» поделился разносторонним опытом, так как компания ведет много проектов. Так, по его словам, «такси пыталось его убить»: количество заказов упало на 90%. И некоторые водители из разных городов даже разыскали его личный телефон и звонили с жалобами. В итоге компания стала вкладывать в логистику.
«Мы поняли, что возить можно не только человека, но и посылку. У нас в итоге 1000 инженеров занимались только изменением структуры логистики. Добровольно мы бы никогда не стали этого делать», — сказал Шулейко.
Что касается таких сервисов как «Яндекс.Еда», то сегодня для него объем заказов в 100 тысяч в день – база. «Но когда у нас был первый раз достигнут такой объем, я по потолку ходил», — поделился Шулейко.
Петербургский международный экономический форум проходит в Северной столице со 2 по 5 июня. Тема форума в этом году: «Снова вместе. Экономика новой реальности».