11 ноября (по старому стилю 30 октября) 1837 года — день открытия первой в России железнодорожной ветки – Царскосельской железной дороги. Это сегодня протяженность магистралей РЖД более 85,5 тысяч километров. Но когда все начиналось, когда первые поезда пошли по рельсам со скоростью до 60 верст в час, публика не решалась пользоваться новым видом транспорта, предпочитая «тихую езду по пыльному шоссе… хоть тише, да безопаснее».
Для повышения привлекательности железнодорожного маршрута был придуман интересный маркетинговый ход. Публику к индустриальному новшеству, шипящему и пугающему паровозным паром, привлекали музыкой в исполнении звезд того времени: конечная станция железной дороги Павловск стала известна всей культурной России и Европе своим музыкальным вокзалом. На его сцене 10 сезонов отыграл Иоганн Штраус-сын со своим оркестром. В этот период им было написано несколько произведений, считающихся сегодня классикой. Среди других выдающихся деятелей культуры, выступавших на Павловском вокзале – Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Александр Глазунов, Сергей Прокофьев, Анна Павлова и многие другие.
Так Павловский музыкальный «воксал» дал название всем станциям железной дороги. Их стали называть – вокзалами. К сожалению, от некогда величественного вокзала и концертного зала остался лишь один-единственный чугунный фонарь-фонтан.
Сейчас рассматривается идея его восстановления.
“Нам важно сохранять историческое наследие и передавать его новым поколениям. И, безусловно, тема Царскосельской дороги и всего, что с ней связано, отражена в нашем музее достаточно широко. Дороге посвящена отдельная экспозиция в историческом зале нашего музея. В витрине зала представлены подлинные и реконструированные предметы, связанные с Царскосельской дорогой и Павловским вокзалом, например, латунные билеты Царскосельской дороги или знаки отличия”, — говорит директор музея железных дорог России Владимир Одинцов.
Среди подлинных предметов — тарелка из ресторана Павловского вокзала (конец XIX – начало ХХ века) и ноты вальса «Павловский вокзал» А. Котвитцкого (конец XIX века). Эти экспонаты помогают лучше погрузиться в прошлое и почувствовать себя пассажиром первой в России железной дороги и посетителем Павловского вокзала. В этом же зале можно увидеть действующий макет Царскосельской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловского музыкального вокзала.
К сожалению, в результате боев в годы Великой Отечественной войны от здания практически ничего не сохранилось. Идея восстановления уникального объекта обсуждалась не один раз. Но вопрос реализации проекта пока остается открытым. Хотя, безусловно, было бы очень интересно увидеть столь уникальный объект восстановленным в своем первоначальном виде. Это могло бы помочь пробудить интерес к истории железных дорог жителей и гостей нашего города и напомнить об интереснейших страницах прошлого.
Президент Центра Экономики инфраструктуры Владимир Косой также отметил, что возрождение исторического здания увеличит туристический поток, ведь исторический центр Павловска уже является местом их притяжения.
Мнение можно высказать в комментариях в ВК по ссылке