Прогнозируемые доходы городского бюджета на 2020 год сокращаются на 15 процентов, расходы – на 7 процентов. Или на 50 миллиардов рублей. Такие параметры значатся в проекте весенней корректировки бюджета Петербурга, который представлен на антикоррупционную экспертизу.
Согласно документу, объем планируемых доходов городской казны составит 573,1 миллиарда рублей взамен запланированных 677,1 миллиарда рублей. Расходы постарались максимально оставить – 677,1 миллиарда рублей вместо 727,7 миллиарда рублей.
Большая часть доходов «падает» с уменьшения поступлений от налогов на прибыль организаций – более 57 миллиардов рублей и НДФЛ – более 29 миллиардов рублей.
Дефицит при этом вырастает с 50,5 до 104 миллиардов рублей. По источникам финансирования дефицита бюджета указано всего 51,2 миллиарда рублей. Как пояснил вице-губернатор Эдуард Батанов во время проведенной в режиме ВКС пресс-конференции, остальная часть дефицита будет покрываться за счет заемных средств.
«Дефицит выше ста миллиардов рублей – да, такого еще не было. Он будет покрываться, в том числе, небольшим объемом остатков бюджета, а также за счет облигаций и кредитов», — отметил вице-губернатор.
Помимо основной корректировки закона о бюджете, планируется изменить закон о бюджетном процессе в Петербурге, увеличив предельный размер резервного фонда городского правительства с 3 до 5 процентов от объема доходов. Этот документ тоже находится на экспертизе. В самом теле корректировки бюджета указано, что размер резервного фонда увеличивается на 30 миллиардов рублей – таким образом, до 31 миллиарда.
Сейчас готовится второй пакет мер по поддержке бизнеса. И если он будет связан с дополнительными бюджетными расходами, как сообщил Эдуард Батанов, этот вопрос будет решаться в рамках второго чтения закона о корректировке бюджета. Первое чтение документа в городском парламенте должно состояться 18 мая.
Бюджет, как признали и вице-губернатор Эдуард Батанов, и глава финансового комитета Алексей Корабельников, «резали по живому». Исходили при этом из следующих принципов:
- зарплаты бюджетникам должны быть сохранены в полном объеме;
- должны быть сохранены все вводные в 2020 и 2021 объекты по АИП и закупка для них оборудования;
- начатое и запущенное — не бросать;
- социальные программы – защищенные статьи;
- на озеленении и капитальном ремонте домов можно сэкономить. «Дорога может быть с ухабами, но люди будут с зарплатой. И наиболее нуждающиеся будут получать поддержку», — сказал Корабельников;
- выбирать под сокращение те программы, где люди могут подождать. Даже если они рассчитывали, что очередь будет двигаться быстрее.
Эдуард Батанов сообщил — на сегодняшний день планируется, что эта корректировка будет окончательной и уменьшения в 2020 году параметров бюджета не потребуется. Но при необходимости, может быть и осенняя.
Этот документ стал результатом совместной работы команды предыдущего куратора финансового блока Смольного вице-губернатора Евгения Елина, который провел подготовительную работу, и нынешнего куратора вице-губернатора Эдуарда Батанова.
Ключевые изменения:
Комитет по здравоохранению НЕ сокращает объем расходов, а только перераспределяет, например, частично снимая расходы с содержания санаториев для разных категорий больных граждан, станций переливания крови, профилактики инфекционных заболеваний, в том числе иммунопрофилактики, бесплатных медикаментов для льготников (минус 98,8 миллионов рублей с 7,5 миллиардов запланированных). И полностью снимая расходы в 26,9 миллионов рублей со статьи о диспансеризации госслужащих. На 812 миллионов рублей с 1,2 миллиардов сокращается план по капитальному ремонту медицинских учреждений.
Финансирование ведомства увеличивается на 2,7 миллиарда рублей. 93 миллиона рублей дополнительно идет на содержание больниц, 38 миллионов – на закупку аппаратов ИВЛ, 3,5 миллиарда рублей идет на оснащение (переоснащение) дополнительно создаваемого или перепрофилируемого коечного фонда мед. организаций, для оказания помощи больным новой коронавирусной инфекцией. На 1,2 миллиарда рублей возрастают расходы «на прочие мероприятия в области здравоохранения», которые ранее были профинансированы всего на 42 миллиона рублей. Также в бюджете учтено увеличение выплат медицинским работникам.
Комитет по социальной политике НЕ сокращает расходы, а перераспределяет. Разве что, кроме минус 333 тысяч рублей на освещение деятельности самого органа власти. В связи со сложившейся ситуацией на ведомство также, как и на сферу здравоохранения, легла серьезная миссия. Финансирование расходов ведомства увеличивают на 2,6 миллиарда рублей. Как отмечает комитет финансов, в целом бюджетная консолидация не затрагивает публично-нормативные обязательства и социальные выплаты населению. Напротив, увеличиваются расходы на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно (+2,3 млрд руб., в том числе 1,5 млрд руб. за счет средств бюджета Санкт-Петербурга), предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (+ 0,9 млрд руб.), предоставление мер социальной поддержки пенсионерам или гражданам, достигшим пенсионного возраста (+ 0,3 млрд руб.).
Более 13 миллиардов вынужденно уходит с финансирования деятельности Жилищного комитета, объем расходов которого сегодня составляет 28,4 миллиарда рублей. На 2,6 миллиарда сокращаются планы по капитальному ремонту домов ФКР. На 6,3 миллиарда – субсидии теплоснабжающим организациям (на компенсацию недополученных доходов, возникающих в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию, предоставляемую на нужды отопления и (или) горячего водоснабжения жилых помещений и творческих мастерских). Это составляет половину от запланированного на 2020 год объема финансирования по этой статье. «Мы обязаны это возместить, —сказал Эдуард Батанов, комментируя сокращение по данной статье. Он выразил надежду на то, что городу удастся договориться с энергетикам и оплатить компенсацию в последующие периоды.
С 3,1 миллиарда рублей программы по расселению коммунальных квартир 2,1 миллиарда снимается. С программы молодежи доступное жилье – 1,1 миллиарда в минус с полутора миллиардов рублей.
Расходы КИО сокращаются на 14 миллиардов рублей с 34,9 миллиардов утвержденных. На два миллиарда сокращаются бюджетные инвестиции АО «ЗСД» по объектам АИП, то есть почти полностью, так как на эту статью было всего забронировано 2,5 миллиарда рублей. Как пояснил глава комитета финансов Алексей Корабельников, это средства, которые были запланированы на возведение Шуваловской развязки – эти планы переносятся на следующие годы.
Почти на 13 миллиардов сокращается выкуп различных объектов и на 5,5 миллиардов возрастает выкуп объектов в сфере здравоохранения.
Полностью снимаются бюджетные инвестиции АО «ИТМО Хайпарк» на реализацию ГП «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге». Все 1,146 миллиарда рублей.
Расходы Комитета по благоустройству с 22,4 миллиарда рублей сокращаются всего на 4 миллиарда. Например, 1,1 миллиарда рублей с общего объема финансирования в 2,6 миллиарда снимается со статьи расходов на содержание зеленых насаждений и компенсационного озеленения.
7 миллиардов из 28 теряет комитет по строительству, 10 миллиардов из 66 теряет комитет по транспорту. (11 миллиардов снимается со статьи на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным городским пассажирским транспортом по регулируемым тарифам в автобусах). Это связано, в том числе с решением об отложении запуска транспортной реформы в Петербурге. Как отметил Батанов, сокращение расходов на ее функционирование привело и к сокращению более чем на 5 миллиардов планируемых доходов от ее деятельности.
10 миллиардов из 44 имеющихся теряет комитет по развитию транспортной инфраструктуры. 600 миллионов из 1,3 миллиарда снимается со статьи по капитальному ремонту дорог. 3 миллиарда из 12 снимается с развития транспортной инфраструктуры по АИП. Остановки тоже подождут – из бюджета исчезают расходы в миллиард рублей на их устройство.
Общий объем сокращения Адресной инвестиционной программы составляет 33,2 миллиарда рублей или 33%, в том числе дорожное строительство (–3,5 млрд руб.), развитие метрополитена (–4,8 млрд руб.), строительство социальных объектов (–7,1 млрд руб.), приобретение объектов недвижимости в собственность Петербурга (–7,4 млрд руб.), бюджетные инвестиции (–3,1 млрд руб.), развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения (–3,4 млрд руб.).
При этом финансирование по вводным объектам 2020 года сохранено в полном объеме (кроме отдельных случаев в сфере дорожного строительство, где перенос сроков не связан с секвестром бюджета). Как и планировалось ранее, в 2020 году будут введены в эксплуатацию 6 школ и 4 поликлиники. Количество вводных объектов дошкольного образования увеличено с 10 до 11 (приближен срок ввода детского сада на 140 мест на Суздальском шоссе, уч. 15).
Другие ведомства:
Администрация губернатора сокращает свои расходы на 243 миллиона рублей с 3,8 миллиардов запланированных. 59 миллионов из них – с содержания органа исполнительной власти в 1,5 миллиарда рублей. На 104 миллиона рублей сокращаются субсидии автотранспортному предприятию «Смольнинское» — с 1,3 миллиардов запланированного объема расходов.
Архивный комитет теряет 54,6 миллиона рублей с 716 запланированных по расходной части.
Государственная административно-техническая инспекция сокращает на 4 миллиона свое собственное содержание – с 234 миллионов общегодовой расходной части.
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности теряет немного – с 6,2 миллиарда всего 186 миллионов рублей. 29 миллионов снимается с планов по ремонту помещений судебных и правоохранительных ведомств, все 22 миллиона – с обеспечения проведения в Петербурге ЕВРО – 2020.
27 миллионов с 261-го сокращают у Комитета по внешним связям. 8,3 миллиона из этой суммы – это снижение с 15 миллионов расходов на проведение Петербургского Партнериата малого и среднего бизнеса «Санкт-Петербург – регионы России и зарубежья». И 12,4 в минус с 25,2 миллиона рублей — с расходов на организацию и проведение в городе гуманитарных и культурно-образовательных проектов по соотечественникам за рубежом.
Комитет по государственному заказу теряет 11 миллионов рублей с 323 миллионов. В основном, за счет подведомственных учреждений.
КГИОП теряет 390 миллионов расходов с 3,1 миллиарда запланированных. 253 миллиона рублей из этого секвестра – сокращение объема субсидий религиозным организациям на выполнение мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в их собственности – с 369 миллионов рублей утвержденного объема финансирования этих нужд.
КГА сокращается совсем незначительно – на 29,7 миллиона рублей с миллиарда утвержденного бюджета. Поменьше будет потрачено, на 7 миллионов рублей, на эксплуатацию и закупку средств автоматизации. Почти на 7 миллионов сократится содержание органа исполнительной власти.
Комитет по делам ЗАГС тоже проявляет солидарность. С 512 миллионов общего объема расходов сокращает 6,4 миллиона рублей закупок различных товаров и услуг.
Комитет по инвестициям продолжает свою работу и сокращает расходы с 301 миллиона на 38 миллионов рублей. Исключает расходы на 3 миллиона рублей на разработку, изготовление и распространение информационных материалов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности города. Отменяет проведение ежегодного инвестиционного форума, снимая с этой статьи 4 миллиона рублей. Отменяет, запланированное на 16 миллионов рублей обеспечение участия Петербурга в ключевых международных и российских выставках и форумах.
Комитет по информатизации сокращает расходы с 17,9 на 1,9 миллиарда рублей. Более чем на две трети, почти на 800 миллионов рублей, снижается увеличение уставного фонда ГУП «Санкт–Петербургский информационно-аналитический центр».
Комитет по контролю за имуществом снижает расходы с 635 на 69 миллионов рублей.
Комитету по культуре удается сохраниться с незначительными потерями. Из 18 миллиардов расходной части бюджета сокращается всего 761,4 миллиона рублей. 400 миллионов секвестра – сокращение расходов на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, занимаемых госучреждениями, в том числе капитальных ремонт. С 382 миллионов рублей, 80 миллионов минусовали со статьи по организации мероприятий к праздничным и памятным датам, так как их проведение запрещено в период режима повышенной готовности. 38 миллионов рублей сократили с содержания самого комитета по культуре.
Комитет по межнациональным отношениям тоже встает в строй из солидарности и по принципу «кто, чем может», отдает 13 миллионов рублей со 186 миллионов общего годового финансирования.
Комитет по молодежной политике пока не ликвидируют за ненадобностью. С 1,3 миллиарда сокращают только 216,5 миллиона рублей. По традиции, это ведомство все проблемы секвестра решает за счет четырех несчастных учреждений, большую часть финансирования которых составляют зарплаты бюджетников. 60 миллионов с этого объема снимается именно с них (около 17 процентов). Остальное – с того, что и обычно было не очень нужно, а теперь и вовсе не понадобится — с массовых и просветительских мероприятий. Чуть больше 50 миллионов снимается с содержания самого исполнительного органа власти.
В Комитете по науке и высшей школе ситуация лучше, ибо и сам комитет лучше, и с руководством там не беда, и люди, в целом, хорошие. С 3,4 миллиарда рублей сокращается 284,9 миллиона. На 208 миллионов рублей сокращается содержание профессиональных образовательных учреждений с общего объема в 2,8 миллиарда рублей. (7,4 процента). Ну и петербургский международный научно-образовательный салон не пройдет — минус 7 миллионов рублей.
Комитет по образованию с 17,3 миллиарда рублей «падает» на 711 миллионов. Большую часть расходов перераспределяет. При этом выделяет дополнительные полмиллиарда на доплаты классным руководителям.
Комитет по печати сокращает расходы с 3,1 миллиарда на 616 миллионов рублей. Исходя из того, что со статьи на организацию праздника «Алые паруса» снимается 16,2 миллиона рублей, в полном объеме запланированные по этой статье, самого праздника в 2020 году, вероятно, проводить не будут совсем. По словам Эдуарда Батанова, «маловероятно, что будем праздновать на набережной».
Не потребуются в этом году прямые трансляции важнейших общегородских мероприятий – минус 19,4 миллиона рублей. С 1,2 миллиардов рублей немного сокращается – на 197 миллионов рублей – субсидия каналу Санкт-Петербург. На 107 миллионов сокращаются расходы на оформление города к праздничным мероприятиям с запланированных 485 миллионов. Полностью сокращается финансирование со статей участия в книжных выставках, и различных ярмарках – все 50 миллионов рублей. И все 101 миллион рублей с проведения 45-го Всемирного Конгресса Международной рекламной ассоциации в Петербурге в 2020 году.
Из 745 миллионов рублей общего финансирования, 227 миллионов рублей снимается с комитета по туризму.
650 миллионов сокращается с 2,1 миллиарда рублей расходной части комитета по природопользованию. 495 миллионов рублей от этой суммы полностью снимается с расходов на реализацию ГП по охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по АИП.
1,4 миллиарда рублей сокращается с 4,8 миллиардов с финансирования комитета по промышленной политике. Самый большой секвестр 1,1 миллиарда рублей — со статьи по расходам на реализацию ГП «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Петербурге» в соответствии с АИП.
Комитет по труду и занятости населения также НЕ сокращает свои расходы, и дополнительно получает почти 69 миллионов рублей. С учетом перераспределения расходов ведомства, 82 миллиона направляется к 85 ранее запланированным на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а так же лиц предпенсионного возраста.
Комитет по физкультуре и спорту теряет 1,6 миллиарда с 9,7 запланированных. Среди перечня сокращений и перераспределений – снятие 6,7 миллионов рублей по статье Субсидия ООО «Зенит -Арена» на возмещение расходов по страхованию имущества стадиона и гражданской ответственности в связи с проведением в Петербурге матчей Чемпионата Европы по футболу 2020 года.
С районных администраций тоже уходит приличный объем средств. От 300 миллионов в одних, и до объемов свыше миллиарда рублей (в среднем по 600-800 миллионов).
Бюджеты муниципальных образований, которые «питаются» за счет налогов от УСН и ЕНВД, будут профинансированы по минимальному расчетному уровню, который предусмотрен индивидуально для каждого МО. Чтобы можно было сохранить реализацию обязательств перед всеми служащими и жителями по основным программам. В бюджете также предусмотрены дотации для муниципалитетов для компенсации выпадающих доходов.
P.S. И еще зачем-то на 75 тысяч рублей сокращают расходы на аккредитацию журналистов при Администрации губернатора и на организацию их работы. Хотя по этой статье всего значится 300 тысяч рублей на год.