Уникальный комплекс сооружений, который некогда притягивал ведущих композиторов, дирижеров и исполнителей — Музыкальный вокзал в Павловске — оказался в центре внимания экспертов в области культуры и градостроительства, которые в эфире телеканала “Санкт-Петербург” обсудили воссоздание не только исторического наследия, но и старинных традиций в условиях современности.
Детище австрийского инженера Франца фон Герстнера — павловский Музыкальный вокзал, где с середины XIX века слух взыскательной публики услаждали и Иоганн Штраус младший, выступавший там аж десять сезонов, и Федор Шаляпин, и Сергей Прокофьев, и многие другие выдающиеся личности того времени, предметом обсуждения экспертов стал неспроста. Ведь сейчас прорабатывается проект его воссоздания и необходимо понять, как вернуть к жизни уникальное строение, чтобы оно, оставаясь в симбиозе с железной дорогой, привлекало нынешнюю публику, учитывая ее потребности.
“Это не просто страничка в истории Павловска или музыкальной культуры России. Это в принципе целая культура, которая закрепилась по крайней мере в нашем искусствоведении”, — подчеркнула директор Государственного музея-заповедника “Павловск” Вера Дементьева.
Рассуждая о традиции летней филармонической программы, она отметила, что Музыкальный вокзал в Павловске нашел отражение даже в литературе, например, в творчестве Федора Достоевского.
“В Павловском вокзале по будням, как известно и как все, по крайней мере, утверждают, публика собирается „избраннее“, чем по воскресеньям и по праздникам, когда наезжают „всякие люди“ из города. Туалеты не праздничные, но изящные. На музыку сходиться принято…”, — это отрывок из произведения “Идиот”.
В подтверждение этим строкам директор Историко-литературного музея города Пушкина Наталья Петрова рассказала об указе, изданном Константином Николаевичем и гласящем: последний поезд направлять в Павловск в двенадцать часов по полуночи. Причем для всех желающих, как распорядилась супруга великого князя Александра Иосифовна.
“Огромное количество интеллигенции и не только стремилось попасть туда. Мы знаем о существовании некоего фейсконтроля — не допускать дам в платках и мужчин в русских костюмах. Также нам известно, сколько стоил проезд до Павловска: на дачные направления — в Петергоф и Ораниенбаум — билеты были дешевле”, — пояснила она.