Год реконструкции и вложенные 60 млн евро сделали старый терминал, спроектированный архитектором Александром Жуком, светлее и просторнее. Над зданием все так же возвышаются узнаваемые пять «стаканов», а его облик остался прежним. Внутри убрали ненужные конструкции, портившие вид на самолеты, полностью заменили системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, информирования посетителей и видеонаблюдения. Серую и желтую штукатурку сменили на белоснежную, стены обшили белыми панелями.
Посмотреть на обновленный аэропорт приехали министр транспорта России Максим Соколов, его заместитель Николай Асаул, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, гендиректор управляющей компании аэропорта «Пулково» ООО «Воздушные ворота северной столицы» (ВВСС) Сергей Эмдин. По традиции, в честь запуска они нажали символическую «кнопку».
«Этот проект начинался в непростое время, в разгар предыдущего кризиса в 2009 году. Хочу отметить, что это самый успешный проект государственно-частного партнерства в Европе», — не преминул заметить Соколов.
Ему вторил и петербургский градоначальник — Полтавченко согласился, что эпоха непростая, а экономические трудности есть, но «дорогу осилит идущий», несмотря ни на какие кризисы.
Первый заместитель президента-председателя банка ВТБ Василий Титов пошел еще дальше. «Бог с ними, с кризисами, раз они такие результаты позитивные дают!», — засмеялся банкир.
Работы на протяжении года выполняла итальянско-турецкая компания «Идж Ичташ-Асталди Иншаат Аноним Ширкети». Ее работники пока не покидают территорию аэропорта – летом 2015 года в эксплуатацию введут еще одно здание-пристройку «Пулково-1», и в бытовках на площадке еще живут турки. Вскоре бытовок не станет, и до начала стройки там будет служебная стоянка.
Результатом стараний строителей стало также увеличение общей площади исторического терминала почти на 50% — до более чем 60 тыс. квадратных метров. Торговые площади в целом заняли около 2,5 тыс. «квадратов» — в зале ожидания с 4 февраля распахнут двери для посетителей кафе, фаст-фуд, рестораны, магазины парфюмерии и сувениров. Помимо этого, аэропорт сможет принимать с помпой самых разных звезд и высокопоставленных чиновников — для них оборудован VIP-зал, однако прессу туда наотрез отказались пускать, мотивируя это тем, что «там еще не все доделано».
Попасть в обновленный терминал получится через открытый год назад централизованный международный комплекс — их соединили коридором. В «Пулково-1» больше не будет предполетной регистрации, а только ожидание рейсов — все процедуры перед полетом пассажиры будут проходить в терминале-международнике.
Несмотря на то, что ВВСС ждут увеличения в 2015 году общего пассажиропотока до 15 млн человек, общая картина пассажирских перевозок несколько печальна. Несмотря на рост количества клиентов и частоты внутренних рейсов, политическая ситуация ударила по международным направлениям. Так, только в январе они упали на 19%, пояснил журналистам коммерческий директор «Воздушных ворот северной столицы» Евгений Ильин. Общее падение по итогам года ожидается в размере 15%, отметил он. Вместе с тем, коммерческий директор даже думать боится о том, что некоторые направления могут быть отменены. «Сокращается частотность некоторых европейских направлений. О закрытии рейсов не хочется вообще никаких прогнозов давать — мы хотим, чтобы все сохранилось», — подчеркнул Ильин.
Вдобавок, горожанам и гостям города не стоит пока мечтать о прямых рейсах в Америку из Петербурга. Переговоры с американскими перевозчиками надломила политика. «Решение вопроса, к сожалению, откладывается, в связи с политической ситуацией. Поскольку мы активно пытались привлечь американских перевозчиков на наш рынок для выполнения таких полетов, но в настоящий момент они не изменили своего нежелания делать это», — также отметил коммерческий директор ВВСС.
Интересен и тот факт, что с самого начала все работы и над централизованным терминалом, и над «Пулково-1» велись за счет заемных средств, взятых в евро. По словам Ильина, несмотря на сильное неудобство из-за обесценивания рубля по отношению к европейской валюте, ВВСС будет возвращать деньги в евро. «Для нас это очень нелегко, но мы максимально стараемся в этой ситуации балансировать», — добавил представитель компании.
Под занавес торжественного события грустную ноту внесло Министерство транспорта РФ. Замглавы ведомства Николай Асаул огорошил журналистов тем, что Петербургу, скорее всего, не видать ни «Аэроэкспресса», ни легкорельсового трамвая до Пулково к чемпионату мира по футболу в 2018 году. По его словам, Смольный упустил время и если вдруг сможет уложиться в сроки, это будет разнозначно чуду. «Может так случиться, потому что время упущено. Но нельзя сказать, что оно упущено насовсем. Если бросить на алтарь все силы и заниматься этим день и ночь, то можно вытащить. Но времени очень мало для реализации «Аэроэкспресса» или легкорельса. Это на грани невозможного. Но драматизировать ситуацию не надо — если рельсов не будет, то будет обеспечено разовое решение», — сказал он. Как пояснил Асаул, вариант созданием выделенной полосы в виде транспортного коридора с курсирующими от аэропорта до стадиона на Крестовском острове автобусами выглядит куда реалистичнее, да и транспортная инфраструктура позволит это сделать.
Впрочем, в ВВСС насчет связи аэропорта с городом сильно не переживают — есть автобусы и такси. Главное, что терминал «Пулково-1» заработает уже в среду, 4 февраля, и уже в 11 утра примет первый рейс FV6124 из Москвы.