Беглова порадовали петербургской перспективой приоритетной Арктики

Беглова порадовали петербургской перспективой приоритетной Арктики

ледокол Лидер

Ледокол «Лидер»

Петербург может взять на себя консолидирующую роль в вопросе развития Арктического региона. Город не претендует на главную роль в этом процессе, но способен на большее, чем просто быть «одним из». Об этом шла речь в Смольном на первом большом совещании, посвященном этой теме 21 июня. В Световом зале Смольного давно не было таких аншлагов, давно не обсуждались темы, которые требовали присутствия полномочного представителя президента России в СЗФО, представителей тяжеловесных промышленных компаний и лучших умов из научных кругов.

Открывая совещание, губернатор Петербурга Георгий Полтавченко сообщил, что  в городе сформированы два новых промышленных кластера – морской робототехники, а также кластера газового и газоэнергетического оборудования. Он напомнил, что в мае на ПМЭФ 2018 были подписаны соглашения о сотрудничестве с регионами Арктической зоны Российской Федерации. В частности, с Республикой Коми, Республикой Саха (Якутия), Красноярским краем, Архангельской областью, Мурманской областью, Ненецким автономным округом. Эти договоренности предусматривают укрепление взаимодействия в экономике, в социальной и гуманитарной сферах, а также в области природопользования.

Петербург готовит кадры, в нашем городе располагается НИИ Крылова, мы строим ледоколы, в том числе атомные. Именно в Петербурге работают лидеры по добыче углеводородов на морском шельфе. Именно в нашем городе собран мощный научный промышленный потенциал. Все это позволяет Петербургу взять консолидирующую роль для защиты интересов России в Арктике. Для того чтобы начать работу, в Смольном создан новый комитет по делам Арктики.

Арктика СмольныйПолпред президента в СЗФО Александр Беглов напомнил, что 5 из 9 субъектов РФ в округе относятся к арктическим территориям. Поэтому действие федеральной государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны России нас касается в первую очередь. Финансирование программы составляет 190 миллиардов рублей. Петербург к арктическим регионам не относится, но исторически связан с этой тематикой. Так как вклад Ленинграда в изучение и развитие северных направлений известен еще с 30-ых годов прошлого века. Строительство ледоколов и судов арктического класса осуществляется в нашем городе, на Балтийском заводе собирается три ледокола «Арктика» проекта 22220. Кроме того, есть желание построить самый мощный ледокол «Лидер» мощностью в 120 Мвт (для сравнения у «Арктики» мощность 60 Мвт). По его словам, высокий научный потенциал должен стать основным драйвером. Все возможности Петербурга необходимо систематизировать, собрать в единый каталог и разместить в открытом доступе.

Вице-губернатор, отвечающий за это направление, Михаил Кучерявый поделился данными анализа вложений в Арктическую зону. По его сведениям, западные инвесторы намерены вложить более триллиона рублей в не российскую часть Арктики. И нашей стране нужно активно заниматься проработкой развития региона, чтобы не отставать от иностранных партнеров.

Основные запросы промышленников касались заказов на строительство ледоколов. Генеральный директор АО «Балтийский завод Алексей Кадилов не стал стесняться. Его предприятие участвует в конкурсе на право строительства ледокола ЛК-120 «Лидер» и попросил, по возможности, применить административный ресурс для разрешения этого вопроса в пользу петербургского предприятия. Кадилов подчеркнул, что такой заказ очень выгоден для Петербурга, такой ледокол, по его словам, стоит порядка 110 миллиардов рублей.

Спор вокруг «Лидера» ведется не только из-за того, что он самый-самый и очень дорогой. В ледовом бассейне нашего же ЦНИИ им. Крылова, когда изучали возможности атомохода, который должен быть 209 метров в длину и 47,5 в ширину, выяснили, что ледокол «Лидер» может вести суда массой до 170 тысяч тонн со скоростью примерно 12 узлов примерно в двухметровом льду. А это выводит работу в северных условиях на новый уровень. То есть сегодня вывоз жидких нефтепродуктов и газа идет в основном на Запад, потом происходит перегрузка на обычные газовозы и танкера, и направляется на Дальний Восток. А «Лидер» позволит круглый год осуществлять вывоз углеводородов на восток.

Подводные работы

Подводные работы

Руководитель Крыловского научного центра Валерий Поляков рассказал о разных возможностях и технологиях, связанных с развитием Арктики. Помимо ледоколов и бассейна, в котором рассчитывается логистика и возможности судов, Арктика – это еще и плавучие буровые установки, стационарные отгрузочные причалы, плавучие технологические платформы, подводные добычные комплексы, суда для прокладки подводных трубопроводов диаметром до 1220 мм и суда для обеспечения подводно-технических работ. Это также  разработка технологий для подъема затонувших радиационоопасных объектов. И еще система эвакуации персонала, разработка отсека – убежища.

Ректор Морского университета Глеб Туричин поднял тему подготовки кадров. По его мнению, необходимо провести мониторинг, сколько каких специалистов нужно. Например, специалистов по строительству береговых сооружений сегодня почти никто не выпускает.

Отсек-убежище

Отсек-убежище

Академик РАН Леонид Вайсберг говорил много и долго – и о том, что когда США нужен газ, они его принимают, потому что людям холодно, и о том, что Китай тоже смотрит в сторону Арктики. И о том, что если ее не осваивать, то это как квартира на лазурном берегу, которая вроде есть, но ею никто не пользуется. Но самое главное, по его мнению, что пока в арктической зоне не будут созданы человеческие условия для жизни, и работать там будет невозможно. Кислородное голодание и темнота требует внимания врачей, которые будут специализироваться на этой тематике. А театры Петербурга должны будут готовить труппы и спектакли специально для жителей и работников Арктики.

О преимуществах использования композитных материалов вместо алюминия рассказал гендиректор Композитного кластера Вадим Зазимко. Причем увлекся настолько, что ему напомнили, что это – не рекламная кампания. Тем не менее, если касаться создания условий для жизни, то эта компания умеет возводить быстрые ангары, блок-боксы, модульные очистные сооружения, мосты и пешеходные переходы. А еще трубы.

Георгий Полтавченко, подытоживая обсуждения, подчеркнул, что ни один регион самостоятельно задачу по развитию Арктики не способен решить. И Петербург здесь не претендует на роль единоличного лидера. «Я вижу задачу в том, чтобы предлагать этот проект в качестве приоритетного национального. Но для этого нужно наработать аргументы и предложения. А Петербург претендует на роль координатора, коммуникатора между представителями различных структур. Необходимо разработать план мероприятий по направлениям. Нужна кооперация наших предприятий с предприятиями северных регионов. Нужно заниматься подготовкой разных кадров, то, что наш город делал и в советские годы. Не надо забывать, что жить в условиях крайнего севера сложно, и проблем много от здравоохранения до условий жизни, в том числе и коммунальных. Мы должны изучать эти вопросы и предлагать решения. Только так, наработав багаж конкретики и возможностей, мы сможем выходить на федеральный центр с предложением о приоритетном национальном проекте», — заявил губернатор Петербурга.

А.М., Петербургский формат