Университет путей сообщения отпраздновал 210-летие

Университет путей сообщения отпраздновал 210-летие

20191204_0053253 февраля 2019 года в президентской библиотеке имени Ельцина в красивых залах здания на Сенатской площади проходило празднование 210-летия Университета путей сообщения. Но так как это заведение серьезное – то в форме расширенного заседания ученого совета, посвященного знаменательной дате.

Среди гостей было целых три бывших министра путей сообщения. Первый министр Геннадий Фадеев, министр середины девяностых Анатолий Зайцев и недавний министр транспорта Максим Соколов. От Смольного приехал вице-губернатор Владимир Княгинин, а от ЗакСа – целых два депутата, которые ходили неразлучно и без остановки катались в лифте, осматривая каждый этаж – Юрий Гладунов и Александр Ходосок. Еще были бывший метростроевец Вадим Александров и вечный хранитель подземного «аттракциона» Владимир Гарюгин. «Красиво», — оглядываясь вокруг констатировал ректор ЛГУ имени Пушкина Станислав Еремеев.

Организаторы постарались сделать все так, чтобы было легко. На входе был стол с игристым вином. На креслах лежали записки рассадки гостей. Началось все с опозданием.

«Манифестом Императора Александра Первого учрежден корпус инженеров путей сообщений. И при нем институт – первый транспортный вуз России. Первым ректором Института был выдающийся механик, ученый, архитектор и государственный деятель, внесший большой вклад в развитие транспортной системы Российской империи Августин Бетанкур. В стенах университета преподавали выдающиеся профессора: один из авторов и строитель железной дороги Санкт-Петербург – Москва Павел Мельников, гениальный химик, открывший периодический закон, фундаментальный закон природы, Дмитрий Менделеев, выдающийся инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения, тайный советник Николай Белелюбский и многие другие…», — рассказывал собравшимся голосом народного артиста России Николая Бурова фильм об истории университета.

Николай Буров, как друг университета тоже приехал. Но чуть позже. Незаметно появившись уже после начала мероприятия, он также незаметно и стремительно исчез до его окончания.

Ректор Александр Панычев зачитал поздравления, поступившие от спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко и многих других уважаемых лиц нашего государства российского. А также небанально рассказал о знаменательной дате, окунувшись немного в историю: «В марте этого года исполнилось 200 лет с момента назначения Августина Бетанкура на пост главного директора путей сообщения, по сегодняшним меркам, министра транспорта. Актуальными выглядят многие его проекты, идеи, сформулированные в докладной записке на имя Императора Александра I в 1820 году по итогам инспекционной поездки по стране. В ней были высказаны среди других и соображения по строительству порта и развитию судостроения в Севастополе, прокладке дорог на полуострове и, обратите внимание, Крымского моста…», — рассказал собравшимся Александр Панычев.

Парламентарий Юрий Гладунов, выступая от депутатов городского парламента с поздравлениями, показал собравшимся красную папочку от спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, но не раскрыл ее. Он сказал, что Вячеслав Серафимович содержимое писал лично. И зачитывать он обращение не будет. А просто передаст.

Было еще два интересных гостя на мероприятии. Оба – выпускники вуза. Один работает заместителем министра развития дорог и транспорта Монголии, Лувсан Халтар. Другой – еще дальше, директором по иностранным инвестициям Союза железных дорог «Железные дороги Кубы», Рикардо Эдуардо Агияр Кастро.

Кстати, по последним новостям, Российские железные дороги проконсультируют строительство железнодорожной линии Таван-Толгой — Зуунбаян в Монголии. ООО "РЖД Интернешнл" и АО "Улан-Баторская железная дорога" (УБЖД) подписали договор на указание услуг технического консалтинга при реализации контракта на выполнение работ по строительству железной дороги от Таван-Толгоя до Зуунбаяна. Эта линия соединит месторождение Таван-Толгой, расположенное на юге Монголии в пустыне Гоби, с главной железнодорожной линией, что откроет возможность транспортировки коксующегося угля в Китай или Россию, а также создания заводов по его переработке. Строительство уже начато, протяженность маршрута составит около 400 километров.
А 17 ноября 2019 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко в Гаване обсудила с вице-премьером Кубы Рикардо Кабрисасом Руисом проект реконструкции кубинских железных дорог. Его реализация поможет существенно улучшить транспортную инфраструктуру республики. По словам Матвиенко, будет заменен подвижной состав, вырастет скорость движения поездов. "Определена схема финансирования, идут активные переговоры между РЖД и железными дорогами Кубы. Все, что называется, на старте. Первый этап полностью обеспечен финансированием", - сказала Валентина Матвиенко.

В первом ряду сидел, но совсем не выступал Виктор Лобко. 27 ноября он сложил с себя полномочия президента университета, так как закончился срок, на который его избирали. Президентом он стал по результатам голосования первый раз 10 лет назад, 26 ноября 2009 года. По окончании двух сроков с ним уже попрощались, сказали все что думают хорошего и трогательного на одном из мероприятий в университете. Как рассказывают очевидцы, во время прощания весь зал встал. Но потом Виктора Николаевича отпускать передумали. И оставили в президентах общественных – он стал Президентом корпуса выпускников вуза.

В нашей с ним книге «Виктор Лобко. Жизнь на гранях эпох», Виктор Николаевич вспоминал, как он после пяти лет работы вице-губернатором-руководителем Администрации губернатора Петербурга в правительстве Валентины Матвиенко, вернулся в тот вуз, в который когда-то, 52 года назад, вошел как Фрося Бурлакова. Прямо с вокзала, на трамвае, на экзамены, приехав из железнодорожного белорусского города Барановичи:

 «…Я никогда не думал и не предполагал, что так будет. Признаюсь, всегда считал свой родной ЛИИЖТ моей родной школой жизни. Я никогда не забывал о своем ВУЗе, где бы я ни работал, на каких бы должностях и в каких городах. Всегда, когда была возможность, я бывал в своем родном институте, встречался с теми, кто меня учил жизни, с некоторыми моими однокашниками.
 Такая же практика у меня сложилась с Валерием Ивановичем Ковалевым, который стал ректором после ухода с должности первого заместителя Министра путей сообщения. С Ковалевым мы познакомились еще в конце 60-ых годов, когда я был комсомольским работником в Гатчине, а он был начальником железнодорожной станции Гатчина-Варшавская. И я запамятовал случай нашего знакомства. Но Валерий Иванович сам рассказал. Его пригласили на комиссию в гатчинский военкомат, когда он уже работал начальником станции, и у него было двое маленьких детей. А жена болела. Он воспринимал призыв в армию как крах и семьи, и всей жизни. И просил дать ему отсрочку. А я в это время был членом этой призывной комиссии. Не зная Валерия Ивановича, я, оказывается, произнес очень пламенную речь, которая на всех произвела впечатление. И привела к тому, что комиссия приняла решение отсрочить призыв в армию Ковалева.
 Он мне напомнил, какие я расставил акценты: «Вот мы призовем этого парня в армию. Это будет лучше кому? Ему, его семье? Или нашему Отечеству? Всем будет плохо. Потому что он, будучи железнодорожником, руководителем станции, выполняет задачу не менее ответственную и важную, чем будет, допустим, солдатом железнодорожных войск. Поэтому мы таким шагом пользу Отечеству не принесем. Но мы создадим колоссальную проблему, и неизвестно какие будут последствия для семьи». Так я совсем не преднамеренно принял участие в жизни Валерия Ивановича, в его судьбе, которая закончилась так благополучно, что он потом стал и начальником отделения Октябрьской железной дороги, и начальником Приволжской железной дороги, и первым заместителем Министра путей сообщения. И кстати, именно он и был реальным министром путей сообщения и руководил всей производственной деятельностью. Поскольку тогдашний Министр Николай Аксененко в основном занимался политикой и, как некоторые утверждают, был главным «казначеем» «семьи» Бориса Ельцина.
 Дело в том, что когда сформировали Правительство «национального спасения» под руководством Евгения Примакова, он хотел, чтобы Министром путей сообщения стал как раз Валерий Ковалев. Но по подсказке помощников, Борис Ельцин возразил: «Оставь Аксененко». А Аксененко, узнав, что на его место хотели назначить Ковалева, просто заблокировал его деятельность.
 Он приказал отключить первому заместителю Министра всю связь с внешним миром. Ковалев потом почти полгода был фактически в отпуске. Правда, в заслуженном, так как за время своей службы практически никогда не отдыхал нормально. Но вот так этими новыми экономистами решалась судьба людей. И предложение возглавить Университет путей сообщения Валерий Ковалев принял. Кому-то это могло показаться понижением. Но, думаю, что он вписался в достойную историю достойного ВУЗа, приняв наследие великого Августина Бетанкура, ставшего основателем первого инженерного ВУЗа в России.
 Вот как-то однажды Валерий Иванович, зашел ко мне в кабинет в Смольном попить кофейку, поговорить о жизни. И я ему сказал, что собрался уходить. Он так:
 — Как? И что ты будешь делать?
 — Да на пенсию пойду, я же пенсионер уже по возрасту, мне уже 65-ый год.
 — Что ты будешь делать?
 — Да ничего.
 — Слушай, может быть, ты к нам пойдешь работать?
 — Да? А что я там буду делать?
 — Понимаешь, вот как. Сейчас внесены поправки в закон об образовании. Там написано, что в ВУЗе может быть избран президент.
 — Кто ж меня там изберет?
 — Изберут.
 — Ну и что я там буду делать?
 — Понимаешь, 40 лет на видном месте висит твой портрет как достойного выпускника нашего ВУЗа. Вот все ходят и смотрят на тебя. А мы тебя изберем, портрет снимем, и ты будешь живьем ходить.
 И действительно месяцев через пять или шесть, как я ушел на пенсию, в один прекрасный день Валерий Иванович приехал ко мне домой. Мы с ним обсудили заседание Ученого совета. А там такая сложная система. Сначала Ученый совет должен назвать кандидатуры, которые он готов рассматривать на должность президента. Потом эти кандидатуры отправляются учредителю ВУЗа. Там эти начальники должны решить, правильные или не правильные кандидатуры предлагает Ученый совет, и дать согласие. А потом Ученый совет тайным голосованием уже выбирает Президента ВУЗа. Так все и сложилось. Причем я был очень удивлен и растроган, что,оказывается, меня помнят, по-доброму относятся. И из 76 членов Ученого совета, которые приняли участие в голосовании, 2 человека были против, кто - не знаю. А остальные были «за».
 Если быть объективным, то считаю, что эта должность не правильная. Хотя вообще сама идея была благородная. Это было сделано для того, чтобы можно было сменить престарелых ректоров, но не выбрасывать их на нищенскую пенсию на улицу. А оставить для того, чтобы и человек себя чувствовал хорошо, и мог какую-то пользу приносить. Но, к сожалению, почти везде, где бывший ректор становится президентом, возникают конфликты бывшего ректора с действующим. Это естественно, потому что человек, который отработал много лет, а то и десятилетий единоначальником, вдруг попадает в положение, когда у него есть кабинет, зарплата и никаких полномочий. И ни во что нельзя вмешиваться. Не все выдерживают. Что касается меня, то для меня это оказалось проще, так как я никогда не был ректором.

А когда гости подходили к гардеробу по окончании мероприятия, которое завершилось концертом, им давали книжку «Общеполезное для России учреждение», в которой изложены 100 фактов из истории университета. Мы открыли ее наугад в трех разных местах: в начале, в середине и ближе к концу.

Факт №9: «Считается, что слово «инженер» впервые стали использовать в Англии в XVII веке. Перевод этого слова – равный, подобный гению. Инженеры воспринимались как люди, способные находить ответы на самые трудные вопросы, как носители высших знаний, секретов.»

Факт №44: «В начале XIX века слово «шоссе» было женского рода. В 1817 году выпускники ИКИПС взялись за постройку первой шоссе между Петербургом и Москвой и в 1834 году завершили работу. Это было выдающееся сооружение того времени в масштабах не только России, но и Европы. А.С. Пушкин, «катаясь по гладкой шоссе в спокойном экипаже», был в восторге от нововведения».

Факт №84: «До 1826 года первый в выпуске ИКИПС 1818 года Алексей Федорович Львов строил мосты, дороги, военные поселения на западных окраинах страны. Однако в инженерных трудах и заботах государственной службы он не забывал о своем музыкальном призвании – игре на скрипке. В 1837 году, уйдя в отставку с государственной инженерной службы, стал директором Придворной певческой капеллы. Самым известным музыкальным произведением Львова стал сочиненный в 1833 году по предложению императора Николая I российский гимн «Боже, царя храни» на слова В.А. Жуковского».

Справка:

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (аббревиатура — ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова, ЛИИЖТ). Главный корпус расположен по адресу Московский проспект, дом № 9. Одно из первых высших технических учебных заведений России.
Учреждён Высочайшим Манифестом 20 ноября (2 декабря) 1809 года как Институт Корпуса инженеров путей сообщения, торжественно открыт 1 (13) ноября 1810 года. Целью создания института была подготовка специалистов для строительства на огромных территориях России разветвлённых систем сухопутных и водных путей сообщения.
С середины 1930-х при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта существовали Высшие курсы командного состава.
11 февраля 2014 года переименован в Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I.