10 марта Игорь Албин провел уже 9 заседание Штаба по перспективному развитию метрополитена Северной столицы. В настоящий момент общая сумма контрактов ОАО «Метрострой» превышает 200 млрд руб.
В сущности, речь шла все о том же – состоянии дел на 4 линиях метро – Невско-Василеостровской, Лахтинско-Прибрежной, Фрунзенской и Калининско-Красносельской. Последняя пока только проектируется и будет это делать еще долго. Остальные строятся, хотя и с проблемами. К примеру, сильно отстает от графика строительство тоннеля от станции «Беговая» (ул. Савушкина) к «Новокрестовской». А все из-за сложности с грунтами: много крупных булыжников, которые ломают зубья щита. В итоге отставание составило 110 колец, или 180 м пути. Впрочем, мешает не только тяжелый грунт. Чтобы ускориться, необходимо иметь на стройплощадке запас бетонных блоков. ОАО «Метрострой» производит их на собственном заводе и может увеличить объем производства при наличии необходимых материалов. Чтобы их закупить, попросили у города аванс. Игорь Албин обещал. В текущем году метростроевцы должны освоить 15 млрд бюджетных рублей. Руководитель компании Вадим Александров заверил, что смогут освоить и больше, потому что на той же Невско-Василеостровской линии трудятся в три смены. «Если освоят больше, то — в долг, деньги город выплатит в первом квартале будущего года», — заверил вице-губернатор. Впрочем пока за два месяца освоили только 800 млн руб.
Помимо проблем с грунтами, на Невско-Василеостровской линии есть и другие. К примеру, Игоря Албина волнует использование при строительстве метро дизельгенераторов, которые вырабатывают электроэнергию по 25 рублей за киловатт, тогда как подключение к действующим сетям обеспечивает киловатт, стоимостью 4 рубля с копейками. Он потребовал ускорить подведение электроэнергии ко всем строящимся объектам – шахтам, станциям, тоннелю. Однако выяснилось, что подключение не везде эффективно. Если рядом действуют подстанции и не нужно тянуть кабели, есть смысл подключиться. В противном случае за подключение придется заплатить 60 млн руб., то есть использование дизельгенератора становится выгоднее. Тем более метростроевцы заверили, что стоимость вырабатываемой их техникой энергии 15 рублей за киловатт, а не 25. Убедили.
Еще одна проблема ожидала метростроителей на станции «Улица Савушкина». Дело в том, что ее строят на месте бывшей свалки строительных материалов. Поэтому, когда начали возводить стену в грунте, используемое при этом средство стало пениться. Понадобилось 20 насосов, чтобы откачать пену. В итоге стена в грунте на этой станции возведена только на 80%, тогда как на «Новокрестовской» на все 100%. Кроме того, при строительстве тоннеля столкнулись с размывом, аналогичным размывшему тоннель на площади Мужества. Этот участок проходили кессонным способом, более медленным, но надежным.
Со значительным опережением графика возводится Фрунзенский радиус от станции «Международная» до станции «Южная». Если городские власти дадут добро, то линию могут ввести уже в декабре 2017 года, на год раньше запланированного. Однако, у руководителя ГУП «Метрополитен» Владимира Гарюгина есть опасения, что при использовании заложенной в проект, стыковки рельсов (релейной), безопасность перевозки пассажиров будет сложно гарантировать. Нужно изменить технологию стыковки. В этом случае потребуется повторная экспертиза проекта, что может негативно отразиться на сроках строительства этой линии. Впрочем, по контракту, она должна быть введена в 2018 году. «Безопасность – превыше всего», — заявил Игорь Албин и предложил переработать проект, пообещав ускорить повторное прохождение госэкспертизы.
Наконец, обсудили и строительство депо «Южное», где генподрядчиком выступает «Трансстрой». Депо возводится с серьезным нарушением сроков, однако, по мнению, Игоря Албина, это не страшно. Так как депо «Южное» может стать первым транспортно-пересадочным узлом в Санкт-Петербурге. «Мы его обязательно сдадим к чемпионату мира по футболу», — пообещал чиновник.
Помимо строительства метрополитена, на заседании штаба попытались обсудить разработку отраслевой схемы транспортного развития Санкт-Петербрга и Ленинградской области. В рамках подготовки генерального плана города на 2019-2043 годы Игорь Албин поручил КГА разработать такую схему. Однако, единственное, что сделали, — проанализировали действующие отраслевые схемы и выявили необходимость внесения изменений в федеральное законодательство. В итоге вице-губернатор поручил на конец марта созвать расширенное совещание с участием коллег из правительства соседнего региона для совместной работы над схемами транспортного и инженерного развития Большого Петербурга.