Вероятность того, что следующим Президентом страны вновь станет Владимир Путин, составляет 99,99%. Таким мнением в воскресенье, 25 июня 2017, в конференц-зале бизнес-центра Art Life поделился глава первой в России PR-компании «Никколо М», вице-президент Европейской ассоциации политических консультантов, политтехнолог Игорь Минтусов. Он рассказал о предстоящих президентских выборах и роли интернет-технологий в политике.
«На 90% уверен, что среди его конкурентов на выборах не будет Алексея Навального, потому что он не нужен, — подчеркнул политконсультант. – В 2013 году его допустили до выборов мэра Москвы, позволив пройти муниципальный фильтр. Сейчас этого не произойдет. Путину невыгодно выпускать Навального, потому что с ним связано много неприятных моментов. Что касается остальных кандидатов, то Григорий Явлинский уже заявил о своем участии, а лидеры системной оппозиции определяться к осени. Скорее всего, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов тоже примут участие, потому что это выгодно главному кандидату. На их фоне глава государства выглядит моложе, свежее, предпочтительнее». Игорь Минтусов также предположил, что кандидатов типа Прохорова на этот раз не будет.
Политконсультант сообщил, что отличительной чертой выборов 2018 года станет ставка на открытость и конкурентность. Пути не хочет в очередной раз быть Президентом бюджетников и пенсионеров. Он хочет получить очередной срок легитимно и ставит задачу обеспечить явку на выборы на уровне 70%. При этом 70% проголосовавших и даже больше должны отдать голос за него. До сих пор ни на одних выборах Президенту не удавалось получить 50% плюс 1 голос всех избирателей страны. Обычно за него голосовали 40-45% россиян. Но четвертый срок – это серьезно, а потому нужно добиться доверия не менее 50% избирателей.
Для этого разрабатывается два сценария. Первый под лозунгом «Если не Путин, то кто». Второй сложнее: команда Президента хочет нарисовать образ будущей страны и призвать граждан голосовать за эту страну, которую по силам создать только Путину. Игорь Минтусов уверен, что Путин — прагматик, он вполне может стать либералом, если 60% россиян призовут его к этому. По мнению, лектора, у него нет твердых взглядов, он способен меняться. У оппозиции шансов победить на этих выборах нет, считает глава PR-компании, но есть шанс открыть нового лидера, который возглавит страну на следующих выборах.
Компания слушателей собралась разновозрастная, но политически однородная. А потому и вопросы были не слишком приятны. Первый касался такого сценария выборов, когда у Путина за неделю до выборов остается 1 конкурент, остальные снимаются с выборов по собственному желанию. Этот конкурент выводит на улицу массы, недовольные низким уровнем жизни, падающими доходами и т.д. Возможен ли такой сценарий, поинтересовался один из присутствующих.
В это время у лектора зазвонил телефон, и он пошутил: «Вы еще вопрос не задали, а мне уже звонят…». «Вы, правда, считаете, что мы живем в полицейском государстве, где всех прослушивают и за каждым следят и где уши органов торчат отовсюду?» — тут же отреагировал слушатель. Ответом на это послужила фраза из анекдота, в котором побеждали то одни, то другие, а потом «пришел лесник и всех вывел из леса». И добавил: «Абсолютно нереалистичный сценарий».
Следующий вопрос задал Павел: Вам не кажется, что сравнивать участие Навального в выборах мэра Москвы и Президентских не совсем правильно? Тогда он, действительно играл по установленным правилам, а сегодня он задает повестку дня». «Навальный, по термину Аристотеля, политическое животное. Никакой повестки он не задает», — отреагировал Минтусов. Для справки: «политическое» в крылатой фразе «человек – политическое животное» – значит «общественное, добродетельное, общее, гражданское», — объясняют толкователи трудов философа.
А затем рассказал об интернет-технологиях, которые применяли Барак Обама и Дональд Трамп:
— До Обамы кандидаты в Президенты США собирали средства на выборную компанию у бизнеса, обычно, не более $250 000. В 2008 году Обаму деньгами поддержали 3,5 миллиона граждан Америки. А все потому, что он по электронной почте рассылал письма своим сторонникам. Я зарегистрировался в числе его сторонников и регулярно получал письма примерно такого содержания: «Уважаемый Игорь! На предстоящей неделе мы собираемся провести митинг в защиту бездомных животных в таком-то городе. Будем признательны, если вы сможете перечислить нам на его организацию $5. С уважением, Барак Обама». 70% писем подписывал сам кандидат в Президенты, 5% его супруга, оставшиеся 25% — руководитель штаба. В 2012 году Обама, по совету Джобса, сделал акцент на мобильный Интернет. А Трамп вернул в кампанию месседж: он общался с избирателем в твиттере. Недавно глава ВЦИОМ Валерий Федоров заявил, что сегодня можно проводит опросы без вопросов. Достаточно изучить социальные сети граждан и сразу станет понятно, кто есть кто. А дальше все просто: стороннику Навального, надо подбрасывать в его сети новости оппозиции и в этот большой торт добавлять вишенку про Путина. Результат вполне предсказуем, если делать это грамотно».
Л.Г., Петербургский формат