10 лет назад РЖД запустили первые высокоскоростные поезда «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом. За этот период они одновременно сэкономили время в пути для нескольких тысяч пассажиров и собрали сотни жалоб, особенно на качество бортовых услуг.
Для производства пассажирского питания в 2009 году было специально создано предприятие «Единая сеть питания». С тех пор холдинг RBE Group, куда входит «ЕСП», стремится монополизировать питание на всех направлениях РЖД. Сейчас компания кормит пассажиров не только высокоскоростных поездов «Сапсан», но также «Стриж» и «Ласточка». Ежедневно предприятие выпускает около 19 000 рационов питания, а это почти 5 тонн продукции. Заместитель генерального директора по производству RBE Алексей Рахаев заявил, что все эти годы компания стремится «сделать систему питания и обслуживания на российских железных дорогах одной из визитных карточек РЖД». В какой-то мере у компании это получилось. На данный момент интернет переполнен отзывами о качестве данной продукции. Сапсановский сервис от ЕСП, действительно, стал именем нарицательным, но с негативным оттенком.
В первую очередь путешественников не устраивает количество еды. «Сходили на ужин с детьми. Дочке 3.5 года, порция так мала, что ребенок не наелся за 316 рублей, что говорить о взрослом. Сосиска, пюре, чай, печенье, два обрезка от огурца и помидора – позор…», – пишет Владимир на сайте, посвященном РЖД. Другой пассажир негодует по поводу состава меню и его стоимости: «Отдать 500 рэ за один обед, чтобы тебя кормили морковкой и капустой – уму непостижимо! Но было бы это свежим и понятным – кто, где и как это готовил! А то по всем этим пунктам огромные вопросы. Похоже кто-то не слабо на этом гребет в личный карман».
Сомнительна и модернизация сферы питания за эти годы. Семь лет назад в бортовом меню было только 2-3 варианта блюд для завтрака, обеда и ужина. Сегодня путешественникам предлагают около 150 наименований, среди которых десерты, холодные и горячие закуски, супы, салаты и сэндвичи. Однако постоянные пассажиры отмечают, что эти формальные перемены не помогли выйти даже на удовлетворительное качество продукции. Так, тележурналист и радиоведущий Дмитрий Губин много лет пользуется поездом и составил собственное мнение по поводу сервиса: «Я прожил разные эры в «Сапсане» – эру средней гадости треугольных сэндвичей, эру куда более ужасных, свернутых в трубочку блинов с лососем, отчего-то тоже называющихся сэндвичами. Я, дабы не приумножать скорбь, буду по-прежнему приносить свой сэндвич в «Сапсан» с собой». В последнем поддерживают журналиста и другие постоянные пассажиры. «Блины были просто отвратные! Безвкусные, холодные и очень маленькие. Не наелся совершенно, но больше экспериментировать с сапсановским меню не стал, нормально поел уже только в городе», – пишет пассажир Роман. Еще одна путешественница предостерегает: «Если вам будут предлагать еду в Сапсане не берите!!! Я так отравилась, причем проводник так настырно втюхивал мне эти обеды. Видимо им приплачивают за это. Причем брала вроде безобидную еду, там курица была, но желудок спустя полчаса очень сильно прихватило. Прямо боли были в районе желудка сильные. Да и на вкус оно было так себе, очень много маринада».
Независимые эксперты отмечают, что поставки столь некачественного питания, а также случаи пищевого отравления пагубно сказываются на репутации не только гордости РЖД – «Сапсан», но и российского перевозчика в целом.