Статистика показывает, что только 15% школьников выбирают в 11 классе ЕГЭ по информатике. При этом на рынке труда запрос на IT-специалистов с каждым годом растет, а информатику как вступительный экзамен в России принимают уже более 200 вузов. Возможно ли сделать так, чтобы информатикой заинтересовалось больше детей? Рассуждаем вместе с экспертами.
Что-то не так с информатикой в школе?
Современные дети приходят в школу уже достаточно прокачанными в технологическом плане: они легко обращаются с любыми гаджетами, знают, как снять видео и загрузить его в Tik Tok, наслышаны о том, что умеют сегодняшние компьютеры. И у таких детей соответствующие ожидания от школьной информатики – познакомиться ближе с тем, с чем они имеют дело каждый день. Тем не менее, школьные уроки часто становятся разочарованием – составить презентацию, поработать с текстовыми документами, обработать изображение. В примерах учебной программы на программирование и информационную безопасность – одни из самых важных и нужных составляющих информатики – выделяют целый блок, но на практике во многих школах его лишь поверхностно затрагивают. Интерес к урокам у школьников в отсутствие новой интересной информации быстро угасает. Более того, уроки по информатике начинаются только в 7 классе, но ученики готовы были бы приступить к изучению основ предмета гораздо раньше.
«Азы информатики можно начинать проходить уже в начальной школе – дети к этому готовы. Они начинают взаимодействовать с информационными системами даже в дошкольном возрасте – пользуются смартфоном, компьютером, легко управляются с телевизорами со встроенным доступом в интернет. Сейчас информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты. Мы в Яндексе хотим, чтобы отношение к этой школьной дисциплине поменялось: для этого мы разработали бесплатный курс информатики в Яндекс.Учебнике для школьников», – говорит руководитель службы разработки Яндекс.Учебника Влад Степанов.
Другая проблема в том, что на информатику в школьной программе выделяют слишком мало времени – всего один час в неделю. Государственные стандарты по информатике включают все цифровые компетенции, которыми нужно владеть современному человеку, но успеть пройти это все за один час в неделю практически невозможно.
«Два часа в неделю – это не то чтобы углубленный, а разумный курс, так, как должно быть в жизни. Потому что два урока в неделю один год – лучше, чем три года по одному уроку, это гораздо эффективнее. Общеизвестный факт: через неделю после одночасового урока ученики помнят только 20% того, что изучили», – считает автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова.
По мнению Владимира Кравцова, учителя информатики из Санкт-Петербурга, и информационной безопасности, которую сегодня нужно знать каждому современному человеку, в школах обучают поверхностно. «Информационной безопасности поверхностно учим, недостаточно углубленно. На уроках мы стараемся работать в браузере в режиме инкогнито, немного рассказываем о том, почему информационная безопасность важна, но, понятное дело, этого недостаточно», – отмечает Владимир.
Так и получается, что информатику на ЕГЭ все еще выбирают мало школьников. ЕГЭ по информатике – далеко не самый простой экзамен, а в этом году 24-25 июня его впервые проведут на компьютерах, а не бланках. Подготовиться к такому экзамену, чтобы сдать на высокий балл, за один год – задача малореальная, для этого у ученика должна быть хорошая база, которая нарабатывается несколько лет. Часто школьники пугаются сложности экзамена или просто не понимают, что информатика им интересна, потому что большое количество аспектов предмета в школе опускается.
Реформировать информатику нужно
Чтобы заинтересовать детей информатикой и увеличить процент тех, кто выбирает этот предмет на ЕГЭ в 11 классе, школьный курс должен стать более прикладным. Ученики должны понимать, что и как после уроков по информатике они смогут применить в жизни. Для этого нужно давать актуальные знания, например, о том, как работать с текстом в социальных сетях или с современными языками программирования.
«Ученики должны видеть возможности применить знания, полученные на уроках, в будущей жизни. Например, требуется обработать результаты какого-нибудь эксперимента – в Python или Excel есть все средства для этого. Или нужно получить данные с помощью API, а потом их обработать. Больших познаний в программировании для этого не надо, можно сделать код по образцу, но подавляющее большинство школьников этого не умеют», – отмечает Владимир Кравцов.
Чтобы актуализировать процесс обучения информатике в школе, привести его в соответствие с современными тенденциями IT-отрасли и сделать так, чтобы ЕГЭ по предмету выбирали чаще, эксперты Яндекс.Учебника создали интерактивный курс по информатике. Курс бесплатный для учителя, ученика и родителя, полностью покрывает школьную программу и соответствует ФГОС, в нем есть теория и практика. Его уже одобрили эксперты ВШЭ и МФТИ. Сейчас почти завершился первый год апробации курса в школах 35 регионов России.
Программа курса рассчитана на два часа – благодаря этому обучение становится более эффективным. У школы, которая подключается к курсу, должна быть возможность обеспечить два спаренных академических часа в неделю для занятий информатикой и укомплектованные компьютерные классы с доступом в интернет. Если это невозможно, разработчики курса предлагают формат занятий в один час в неделю. Для этого в курсе выделены темы и занятия, которые можно успеть пройти в таком темпе.
«На курсе мы даём современный контент. Работая в Яндексе, хорошо понимаешь, как сейчас устроена современная цифровая среда и куда она движется. Мы можем идти в ногу с трендами, потому что за нашей дверью сидят разработчики, которые, например, делают Яндекс.Такси, и мы к ним можем обратиться за какой-то экспертизой. С помощью Яндекс.Учебника мы можем максимально быстро передавать IT-тренды в школы ученикам, чтобы они были лучше подготовлены к изменившемуся миру. Цифровые технологии оказывают колоссальное воздействие на мир, и к этому миру мы готовим учеников», – добавляет Влад Степанов.
Профильное образование учителя информатики не гарантирует, что он будет владеть всеми современными программами и технологиями. Программы и технологии, существовавшие 10 лет назад, обрастают новым функционалом, трансформируются. Чтобы преподносить детям максимально актуальную информацию, педагогу нужно самому постоянно учиться. На курсе Яндекс.Учебника для педагогов подготовлены методические рекомендации для проведения уроков, а также специальные курсы по самым большим и сложным темам – программированию, компьютерной графике, графическим редакторам.