Истерика вокруг уборки снега в Петербурге немного стихла. Однако она не исключила самого факта постоянно возникающих проблем при снегопадах, необходимости поиска первопричин и их искоренения. Недофинансирование сферы, не правильная система организации работы, плохая подготовка, саботаж в предвыборный период, привлечение чиновников, не привлечение военных – нынешней зимой в публичном пространстве эту тему рассмотрели со всех сторон. Однако она почему-то каждый раз возникает в активный зимний период и, казалось бы, чиновники уже готовы к тому, что терпят неудобства с декабря по март. А потом все тает.
Снег волнуется раз, снег волнуется два…
История с уборкой снега стала и поводом для решения кадровых вопросов. Сначала врио губернатора Александр Беглов обозначил, что за уборку снега в районах вне зависимости от подведомственности участка, отвечают главы районов. Затем был уволен глава Фрунзенского района Валерий Сапожников. Больше за отношение к процессу, так как во всех районах результаты схожие. На прошедшей неделе Александр Беглов принял отставку главы администрации Василеостровского района Юлии Киселевой, главы администрации Красносельского района Виталия Черкашина и главы администрации Центрального района Андрея Хлуткова.
Утром 18 февраля Смольный сообщил, что главой администрации Василеостровского района назначен Эдуард Ильин. Ранее он занимал должность замглавы администрации Фрунзенского района, главой администрации Красносельского района назначен Олег Фадеенко. Ранее он занимал должность первого замглавы администрации Фрунзенского района, главой администрации Центрального района назначен Максим Мейксин. Ранее он занимал должность председателя комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга.
Снегопад накрывал Петербург несколько раз. Перед Новым годом была первая волна. И трассы в городе просто «разъезжались» автомобилями. Потом волна снегопадов накрыла Петербург в январские праздники. Убирали как могли. В середине января, когда ударили морозы, Беглов первый раз всерьез «ударил кулаком по столу». Точнее сам выехал в город в ночное время, экстренно собрал несколько совещаний, обозначив приоритеты. Потом сказал на одном из объездов журналистам, что в целом с проблемой удалось справиться: магистрали очищены, осталось с дворами разобраться. Но потом снег пошел снова. А все ресурсы уже отработали на износ. А дворников на улицах так и не появилось. А накопившийся снег стал стаивать и падать с крыш. Появились первые пострадавшие от гололеда, от падения снега и наледи. Потом жертвы. В одном из Телеграмм каналов задались вопросом, только в Петербурге такие сложности и трудности? Нет, не только в Петербурге. В Интернете с легкостью можно найти свежие видео-ролики с подборкой сюжетов из разных регионов, где снег и лед падает на мам с колясками, неожиданно засыпает прохожих, где из-за уровня снега выйти на улицу можно только через окна, где протекают крыши и где не видно машин под сугробами. Но это не отменяет того, что именно в Петербурге так быть не должно.
62 тысячи чиновников и бюджетников были приглашены на уборку в субботу и в воскресенье 9 и 10 февраля. Почему и для чего это было сделано? За волной протеста скрывался ответ на этот вопрос: если это не поможет, то уже ничто не поможет. Просто надо. Для пиара ли врио губернатора Петербурга Александр Беглов и вице-губернатор – руководитель Администрации губернатора Любовь Совершаева сами взяли лопаты и несколько часов поработали? И да, и нет. С одной стороны, чтобы продемонстрировать, что они не отсиживаются в кабинетах и, если всех сотрудников призывают на субботник, то и сами работают. С другой стороны, для того, чтобы снять часть накопившегося напряжения и да, действительно поработать руками. Руководители, в обязанности которых входит держать в голове огромные объемы информации, иметь ввиду эмоциональные настроения своего окружения и принимать решения, иногда в этом нуждаются. И поэтому, если так складываются обстоятельства, работают с лопатами не наигранно и без раздражения.
Отчитались
В среду, 13 февраля состоялась встреча чиновников сферы ЖКХ во главе с вице-губернатором Николаем Бондаренко в городском парламенте. По официальным данным, с начала зимы 2018-2019 годов в Петербурге выпало более 1,55 м снега. Они показали графики, по которым в 2013 году объем вывезенного снега составил 945 тысяч кубов, в 2016 году – 982 тысячи кубов, в 2019 году – 2,3 миллиона кубов.
Глава комитета по благоустройству Владимир Рублевский сообщал цифры. О том, что финансирование на уборку улиц составляет 7,6 млрд. рублей, а это – всего лишь 61% от потребности. 1,5 месяца работа ведется в усиленном режиме. На улицы города вышло 1300 смен работников ручного труда.
Вице-губернатор Николай Бондаренко говорил не только про цифры, но и про идеологию. Он говорил о системном недофинансировании отрасли на протяжении многих лет. «Тарифы 10 лет назад, когда устанавливались, брались «с потолка». Никто никогда не ставил обоснованный тариф. Денег, которые собирают за жилищные услуги с граждан, хватает только на очистку подходов к парадным, некоторые тротуары и лестничные клетки. Для одной только разовой очистки кровель требуется около полумиллиарда рублей». По его данным, себестоимость полноценной уборки 1 кв метра улично-дорожной сети составляет 531 рубль. По петербургским нормативам она составляет 197 рублей. А фактически на нее выделяется 129 рублей.
Сомнений в достоверности этих слов нет. Обычно нормативы так и утверждают. Есть план, есть финансирование. Его надо утвердить. Экономисты и финансисты оставляют план неизменным, а финансирование режут. И в лучшем случае процентов на 15. А на следующий год еще подрезают на 10 процентов. А объемы работ сохраняют. И так до тех пор, пока та или иная отрасль не «взвоет». Вот и получается, что выделяется из бюджета вроде бы много денег, 7,3 миллиарда рублей. А если рассчитать все по уму, по «ГОСЭТАЛОНУ 2012», то нужно 32 миллиарда рублей. Нужно 10 тысяч кровельщиков, а их всего 1700. Нужно 10 тысяч дворников, а их от силы пара тысяч человек.
«Систематическое недофинансирование отрасли в течение последних лет, привело к неудовлетворительным результатам. Это как сырые патроны. Надо стрелять, а они не готовы», — отметил Николай Бондаренко. Усугубляет ситуацию то, что многие подрядные организации ограничены суммой заключенного контракта. А также то, что в работники на 30 тысяч рублей граждане идут неохотно. Возможно, по мнению вице-губернатора, нужно организации сделать государственными учреждениями и выдавать им субсидии на выполнение государственного задания, чтобы средства выбирались по потребностям. Легкая зима — по минимуму. Серьезная зима — столько, сколько нужно.
Реформа раз, реформа два
По мнению спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, зима этого года потребовала новых подходов к решению вопросов обеспечения кадрами, техникой и решения проблем с дворниками. И, возможно, назрела реформа в этой сфере жизнедеятельности города. Возможно, путем возвращения к деятельности ГУПов.
А мы решили вспомнить, почему и как так сложилось, так как обратили внимание на ключевой посыл Николая Бондаренко – о переводе системы обслуживания этой сферы обратно в государственный сектор, путем отказа от контрактов с компаниями и выдачи госзаданий подведомственным организациям.
В 90-ые годы люди в обнищавшей стране не поднимали этих вопросов. Было понятно, что вся система государственного строя рухнула. И то, что системно удержалось после советского строя, продолжало действовать, как могло. В 1997 году, когда Александр Беглов уже работал в Смольном, губернатором Петербурга Владимиром Яковлевым было принято распоряжение от 13 марта 1997 года N 198-р «О Программе мероприятий по реализации Концепции реформ в жилищной сфере».
В документе среди мер было обозначены такие пункты как содействие созданию ТСЖ, создание организаций подрядчиков в сфере жилищного обслуживания, поэтапная выборочная приватизация ГУП по обслуживанию жилищного фонда, стимулирование и содействие формированию конкурентной среды.
А 23 марта 2004 года, когда губернатором Петербурга была Валентина Матвиенко было принято постановление Правительства Петербурга N 431 «О Концепции реформирования городского хозяйства Петербурга на 2004-2010 годы». Помятуя слова Николая Бондаренко 2019 года о недофинансировании отрасли, приводим отдельные формулировки из этого Постановления 2004 года:
«Первоначально предполагалось, что при проведении экономических реформ в течение достаточно короткого периода времени будет завершен переход к бездотационному функционированию городского хозяйства, однако реальная социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход. В последние годы недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило около 20 процентов от объема необходимых средств, что усугубляется большим объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере».
В этом же документе ставится обратная задача: постепенного прекращения участия государства в коммерческих организациях и осуществления хозяйственной деятельности, предполагающее, в частности, приватизацию находящихся в госсобственности хозяйствующих субъектов. «При этом объекты городской, в том числе и инженерной, инфраструктуры должны сохраняться в госсобственности с прекращением права хозяйственного ведения в их отношении (изыматься в казну Петербурга)», — говорится в документе.
Однако в 2007 году на федеральном уровне возникла еще одна большая реформа всей сферы ЖКХ. Для этого даже с 2008 года был создан специальный Фонд. План реформы ЖКХ на период с 2007 по 2009 год, был разработан Минрегионразвития, который возглавлял к тому моменту бывший губернатор Петербурга Владимир Яковлев. Контроль за реализацией реформы был закреплен за Дмитрием Медведевым, который вскоре на несколько лет стал президентом России. Основная идея реформы отталкивалась от того, что в России доля убыточных предприятий ЖКХ достигала 58 процентов, и их предлагали акционировать и передать в частные руки. Предполагалось избавить отрасль от некоммерческих структур, а с 2008 года списывать и реструктурировать задолженность предприятий ЖКХ, которая уже превышала 300 миллиардов рублей. Тогда и было принято решение, что управлять домами будут ТСЖ и управляющие компании, а нерентабельные предприятия ЖКХ будут реорганизованы. В целом предполагалось отдать частникам 30 процентов рынка ЖКХ.
Эта реформа касалась, естественно, всей сферы ЖКХ, а не только в части уборки дворов и улиц от снега. Но именно она привела к появлению системы, при которой средства бюджета не напрямую направлялись на решение нужд, а через конкурсы путем заключения контрактов по принципу заявки наименьшей цены для коммерческих организаций. А у коммерческих организаций есть две составляющих, которые имеют значение. Первая – это основная цель существования коммерческих организаций, а именно – извлечение прибыли. Вторая – налоги, особенно с зарплат. По подсчетам специалистов, перевод системы с прямого на контрактное финансирование с созданием видимости конкурентного рынка приводило к потерям в виде налогов и косвенных платежей до 40 процентов. На качестве работ, как оказалось, это отразилось не в лучшую сторону. Иначе ни в 2011 году во время снегопадов, ни в 2019 году во время снегопадов такого количества проблем с вопросами: «А где техника? А где вообще дворники и кровельщики?», — просто не возникало бы.
Там были дворники, но их не взяли
Когда Николай Бондаренко сказал, что на зарплату дворника в 30 тысяч рублей никто не торопится идти, он также, видимо, посчитал всю сумму расходов вместе с налоговыми платежами. На рынке за эту работу предлагают платить 12-16 тысяч рублей «на руки». И средства в таких объемах у разных управляющих компаний на самом деле есть. А вот дворников нет. В некоторых кругах склонны предполагать, что, возможно, за этим парадоксом может скрываться серьезная финансовая система, когда люди числятся, но по факту их нет. Это обычно называют «мертвыми душами». И попытки влезть и сломать эту махину пресекаются самыми жесткими методами.
Такие предположения возникли несколько лет назад, когда отдельные инициаторы хотели в Петербурге частично решить проблему с дворниками, затеяв благородное дело. В 2014 году в городе активно действовало ООО «Новое Поколение». Организация существовала около 20 лет и ее основная задача была организовывать рабочие места для трудных подростков. Для этого в бюджете выделялось несколько отдельных строчек с финансированием порядка 300 миллионов рублей в год. В городе действовало 6 площадок, где ежегодно около тысячи подростков проходили обучение, и работали на станках, делая деревянные игрушки. Эти игрушки потом реализовывались через магазины, а подростки получали свои карманные заработанные деньги. К 2015 году возникла идея расширить прикладное применение этим подросткам. Их решили привлечь в сферу ЖКХ как работников ручного труда. Предполагалось заключение договоров с управляющими кампаниями. Почти полгода каждый день составлялась интерактивная карта мест их работы (по 4 часа в день). Некоторые мероприятия проводились совместно с руководителями Петербурга. Публично, даже на заседаниях городского правительства идею поддерживали уже бывшие вице-губернаторы Александр Говорунов и Игорь Албин, и еще оставшийся вице-губернатор Николай Бондаренко. 4 сентября 2015 года на одном из совещаний в Смольном он заявил, что намерен лично проверить, кто в какие жилкомсервисы в различных районах Петербурга трудоустроен, как трудоустроен и действительно ли работает, или только числится, если до конца года не будет выполнено поручение губернатора о привлечении на ручную уборку 1000 подростков специального предприятия «Новое Поколение». Это заявление было сделано после того, как после достаточно сильного старта, проект стали тормозить. По сведениям Николая Бондаренко, в некоторых районах встречалось открытое противостояние.
А потом сюжет стал развиваться в другую сторону. На 2016 год предприятие снова должно было получить привычный за долгие годы контракт на работу. Но техническое задание от комитета по молодежной политике было сильно изменено. Более того, в него были вписаны противоречащие друг другу и заведомо невыполнимые условия реализации контракта. Для ООО «Новое Поколение» встал выбор: либо не заявляться на участие в конкурсе на невыполнимые условия, либо рисковать. Но, как говорится, когда ты 22 года на рынке и являешься единственным поставщиком уникальной услуги, а за тобой штат сотрудников и курируемые дети, полагаешь, что трудности будут и подстраиваться под них, наверное, придется. Но в итоге все, как всегда, закончится хорошо. И ООО «Новое Поколение» заключило годовой контракт, который стал для организации последним. Суть проблемы заключалась в категории контингента, который имела право, по букве контракта, обслуживать организация. С одной стороны это были дети, уже совершившие правонарушения. С другой стороны – только те, которые на работу направляют комиссии по делам несовершеннолетних. А те направляли разных подростков. А по контракту предприятию оплачивали деятельность только в отношении первой категории. За первые два квартала 2016 года сформировались долги, потом пришлось продавать имущество. О проекте «Чистые улицы» и о работе подростков в сфере ЖКХ уже никто не вспоминал. У ООО была только одна мысль – выжить бы. К концу 2016 года предприятие фактически было уничтожено. Участвовать в конкурсе в следующем году оно было уже не способно. Замену, к слову, тоже не нашли. Зато сэкономили 300 миллионов рублей. В тоже время, если бы с 2015 года эта деятельность развивалась, то ежегодно парк молодых и сильных работников уличного труда, которые были рады получать по 14-16 тысяч рублей в месяц за свою работу, пополнялся бы на 1000 человек. И к 2019 году в чистом виде мог составить 5000 человек, а с учетом естественного отсева – 4000.
К слову, схема ликвидации единственного подрядчика на уникальные услуги, опробованная на ООО «Новое Поколение», по некоторым признакам, в последующие годы применялась и в других сферах. Возможно, и в истории с компанией ОАО «Метрострой», которая на рынке Петербурга существует 78 лет и построила 69 станций. Но вдруг в 2018 году оказалась недобросовестным подрядчиком, заявляющим, что город должен компании.
Про завтра
То, что комплексная реформа в этой сфере нужна, наверное, очевидно. Но она должна стать не процессом с движениями то в сторону частного сектора, то в сторону государственного. Она должна стать инструментом не поэтапного, а разового кардинального решения вопроса. Чтобы больше он не поднимался. А время и силы в зимнее время тратились на другие нужды города. Например, на развитие производств, создание конкурентной продукции и повышение источников неналоговых, а прямых доходов городского бюджета. Потому что бюджет в 1 триллион рублей – это очень красивая задача. Особенно на фоне очередного повышения после Нового года цен на продукты, товары и услуги при сохранившейся сложной ситуации с безработицей. Этого за горами снега, минированиями школ, ТК, обрушением перекрытий в ИТМО, прорывами труб и запахами химикатов в спальных районах Петербурга пока не так сильно заметили. Но к осени этот вопрос обязательно даст о себе знать.
А.М., Петербургский формат