9 ноября на площадке тяговой подстанции «Центральная» (№ 11) состоялось выездное заседание Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Игоря Албина. В мероприятии приняли участие первый заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров, заместитель председателя Совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик, заместитель председателя Совета СПбГО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Александр Кононов, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалев, Любовь Егорова и Максим Резник. В центре обсуждения оказался выявленный объект культурного наследия «Тяговая подстанция «Центральная» (№ 11)» на набережной р. Фонтанки, д. 31, лит. А.
В ходе совещания председатель КГИОП Сергей Макаров сообщил, что в марте 2009 года в КГИОП был представлены результаты государственной историко-культурной экспертизы, выполненной по заказу ООО «Ройал Гарденс Отель» ООО «Студия архитектуры и дизайна профессора Горюнова «Арт Деко», с выводом, что «здание подстанции № 11 не подлежит включению в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, т. к. указанное здание является заурядным примером промышленного (энергетического) предприятия периода конструктивизма, решенным по типовой схеме и отличающимся невысоким архитектурным уровнем». На основании сделанных выводов компанией ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» были разработаны предложения по реконструкции здания подстанции под гостиничный комплекс с подземным гаражом и строительством здания распределительной трансформаторной подстанции. Предложения были рассмотрены и одобрены на заседании Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга.
Контракт, заключенный инвестором ООО «Ройял Гарденс Отель» («Группа ЛСР») с СПб ГУП «Горэлектротранс» в 2010 году, реализуется на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.09.2009 г. №1501.
Однако в 2013 году на рассмотрение КГИОП поступил акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Тяговая подстанция № 11 (Центральная)», проведенной по заказу Санкт-Петербургского городского отделения ВООПИиК. В 2014 году распоряжением КГИОП № 10-191 в соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в связи с поступлением в КГИОП документов, указанных в статье 17 упомянутого Закона, «Тяговая подстанция «Центральная» (№ 11)» отнесена к выявленным объектам культурного наследия.
По программе КГИОП организовано выполнение государственных историко-культурных экспертиз по четырем тяговым подстанциям: «Клинская» (№15) на Можайской ул., д. 19, лит. А, «Василеостровская» (№20) на 6-й линии В.О., д. 37, к.2, лит. А, «Тяговая подстанция ленинградского трамвая им. Урицкого» (№3) на Дегтярном пер., д. 5, лит. А и «Тяговая подстанция им. 25 октября» (№5) на Большой Подъяческой ул., д. 27, лит. А. Экспертиза должна быть закончена до конца 2015 года.
Выступивший на заседании генеральный директор ЗАО «Архитектурное бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов отметил, что «данное строение нарушает градостроительные традиции Петербурга: такой разрыв между зданиями, расположенными непрерывной строчкой вдоль набережной, не характерен для города, нельзя было такое сугубо промышленное здание строить прямо в центре имперского Петербурга». ПАО «Группа ЛСР» в июле 2015 г. было предложено рассмотреть вопрос о создании места поклонения подвигу блокадного Ленинграда путем сохранения фрагмента здания – части фасадной стены тяговой подстанции №11.
Члены Совета высказали свои точки зрения на проблематику. Архитектор Никита Явейн пояснил, что данная территория в 1930-х гг. была застроена нежилыми двух- и трехэтажными зданиями, представляющими собой хозяйственные строения. По его мнению, данная территория и сегодня вызывает «неоднозначные чувства» и здание подстанции не представляет архитектурной ценности. Он отметил, что в Петербурге «необходимо серьезно взяться за работу по выявлению памятников блокады и Великой Отечественной войны. Все они должны быть изучены, формализованы и структурированы».
Заместитель председателя Совета СПбГО «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» Александр Кононов подчеркнул, что в рассматриваемом объекте главная ценность историческая, а не архитектурная. Он отметил, что в 8 марта 1942 года одновременно были введены в действие все три подстанции (№11, №15, №20), однако именно «Центральная» обеспечила током знаменитый трамвай, прошедший по Невскому. Он отметил возможность приспособления исторических объемов здания подстанции для современного использования: соседнее здание цирка могло бы разместить здесь свои административные службы.
Окончательное решение о статусе объекта предстоит принять Совету по сохранению культурного наследия.
По итогам заседания вице-губернатор Игорь Албин поручил Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в 2-месячный срок подготовить материалы, включающие:
— определение предмета охраны,
— обследование технического состояния здания блокадной подстанции,
— правовые аспекты историко-культурной экспертизы объекта,
— градостроительные особенности использования объекта.
«Ключевая задача при выработке подобных решений – обеспечить сохранность пространственных качеств городской среды в Петербурге. К следующему заседанию совета необходимо подготовить заключения по всем блокадным подстанциям города с точки зрения задач их сохранить, приспособить под современное использование и благоустроить», сказал вице-губернатор.