Россиянам станет проще сменить банк обслуживания. Для этого Центробанк планирует проработать механизм «универсального платежного адреса», который будет обеспечивать зачисление средств получателю при изменении его банковских реквизитов, пишет РБК.
О новом механизме говорится в проекте стратегии развития Национальной платежной системы на 2021–2023 годы, который ЦБ разослал представителям отрасли.
Запуск «механизмов упрощенной и безбарьерной смены потребителем обслуживающего банка» должен способствовать развитию конкуренции, говорится в проекте стратегии. В документе не уточняются технические детали обсуждаемого сервиса, а также не говорится о том, что он приведет к отмене использования других банковских реквизитов.
Еще одной задачей стратегии является снижение стоимости платежных услуг для граждан и бизнеса.
По словам специалистов, клиенты банков обычно выделяют два типа проблем при смене счета: документооборот, связанный и с открытием, и с закрытием счета, и настройка информационных систем, то есть перенос автоплатежей и настроек из старого интернет-банка в новый.
Однако, по их мнению, сейчас острой потребности в таком механизме нет, так как клиенты предпочитают пользоваться несколькими банками, редко уходя откуда-то полностью. Кроме того, введение универсального платежного адреса для граждан не представляется актуальным, так как у физических лиц нет массового поступления платежей на счет (обычно это только зарплата), а переводы между физлицами уже можно проводить по номеру телефона. Эксперты считают, что новый механизм может быть полезен для предпринимателей. Но если же комиссии за услуги банков будут увеличиваться, то востребованность такого сервиса у граждан вырастет.