Открытый конфликт между ЗакСом и администрацией Центрального района города, который развивался в течение всего парламентского политического сезона, привел к ряду параллельных событий. Одно из них – длившаяся несколько месяцев проверка Контрольно-счетной палатой Петербурга бюджета муниципального образования Смольнинское и его муниципального учреждения «Зеленый слон». Зафиксированные потери бюджета установлены в размере 30 миллионов рублей. Но для наблюдателей важно другое. Результаты проверки наглядно показали, что можно найти в обычном муниципальном образовании, если хорошо искать. А также, чего не надо делать руководителям муниципалитетов, чтобы материалы с явными намеками на ущерб в особо крупном размере с возможностью возбуждения уголовного дела, не появились и не отправились в прокуратуру Петербурга.
Для понимания: конфликт за раздел сферы политического влияния разразился между депутатами ЗакСа от Центрального района Марией Щербаковой с Сергеем Соловьевым и главой Центрального района Андреем Хлутковым. последний всплеск «активности» случился 2 недели назад. Суть проста: Хлутков пытался на территории района на все ключевые посты, в том числе в районном отделении «Единой России» сменить людей прежней команды, а так же не сотрудничал с Марией Щербаковой как с депутатом и бывшим главой района, не оказывал ей мелкие услуги, способствующие комфортной деятельности на курируемой территории. Мария Щербакова с Сергеем Соловьевым забросали район запросами, письмами и требованиями исключительного к себе отношения как к особо значимым персонам. Другими словами, шла борьба за авторитет. И она перешла «с бояр на холопов». МО Смольнинское тоже располагается на территории Центрального района. А КСП Петербурга – структурное подразделение ЗакСа.
Проверка проводилась за 2016, 2017 и текущий период 2018 годов. Обычно в таких случаях аудиторы смотрят все: транспортные накладные, начисления зарплат, итоги ремонтов. Работы изучают по локальным сметам, соотносят все закупки, приобретения, хознужды, закрывающие документы и отчетные материалы.
Справка по результатам проверки содержит 17 страниц с перечнем нарушений, классифицированных по группам. Исходя из них «Петербургский формат» решил кратко перечислить, чего же нельзя делать с деньгами бюджета города и почему.
Нецелевые закупки — это когда средства выделенные на определенные цели, записанные в Уставе, в строчках бюджета, в иных документах, по воле руководства муниципалитета вдруг тратятся на другие нужды. И даже если предметы закупки очень важные и нужные, используются исключительно для работы, они все равно считаются нецелевыми. Например, покупка сотовых телефонов. В таком случае из отчета КСП всем станет известно, что, депутатам муниципалитетов любая девушка сможет заявить: «У тебя Андроид!…». Потому что для них было закуплено 18 штук Samsung Galaxy A3 по 19,5 тысяч рублей каждый и Samsung Galaxy A5 по 22 тысячи рублей. Потому что хороший «не Андроид» стоит 60 тысяч рублей. Но его тоже за счет бюджета города лучше не покупать.
Если хочется порадовать жителей муниципалитета поездкой к деду Морозу в Великий Устюг, в Казань или еще куда, хоть в Крым – отправляйте. Но не надо самим вместе с ними туда кататься. А если уж Вы сами вместе со своими депутатами тоже едите на экскурсию – указывайте это в отчетных документах добровольно. Чтобы аудиторы не устанавливали сей позорный факт самостоятельно.
Если Вы решили бороться с терроризмом и экстремизмом, и на это выделены средства, боритесь. Но так, чтобы всем было понятно, что Вы тратите деньги бюджета именно на это. Потому что борьба с терроризмом в виде экскурсии в Казань с посещением театра Оперы и балета им. Джалиля, контактного зоопарка и Парка бабочек, а так же концерта «Фестиваль балкано-российской дружбы. Эмир Кустурица и Горан Брегович на одной сцене» — это как-то слишком невнятно. Или меняйте статью расходов и обосновывайте перевод средств.
Каким бы ни был Ваш «Зеленый слон» или еще какое-либо иное муниципальное учреждение, помните, что зарплату его сотрудникам надо начислять в соответствии с Положением об оплате, работать нужно в соответствии с муниципальным заданием. И, например, если сотрудники учреждения по выходным официально не трудятся, то и на служебных автомобилях они передвигаться не могут и бензин в выходные покупать и расходовать тоже. А путевые листы на транспорт нужно заполнять так, чтобы данные в них «бились» с цифрами одометра.
Если Вы заключаете контракт по результатам тендера, то никогда не оплачивайте те работы, которые не были выполнены. Иначе все узнают, что, например, ООО «Департамент строительного контроля» получило деньги из бюджета МО Смольнинское за материалы, которые не использовали для благоустройства дворов, и площадь благоустройства оказалась иной, нежели в контракте. Также ООО получило деньги за ремонт детских площадок, рассчитанный в смете по двойному коэффициенту, за снос деревьев-угроз, которые снесены не были. Еще из справки КСП все узнали, что муниципалитет оплатил услуги по выпуску и распространению газеты «Муниципальный округ Смольнинский», а на самом деле ничего не выпускал и не распространял. И так делать тоже не надо.
Когда планируются закупки, цены на товары, услуги и работы нужно рассчитывать по среднему рыночному предложению не менее чем от трех независимых друг от друга компаний. И завышать ценники при этом совсем не стоит. Аудиторы – люди умные, они умеют искать поставщиков и высчитывать среднюю рыночную цену самостоятельно. Для ориентира можно полистать территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Санкт-Петербург. (ТССЦ-2001).
Не надо два раза платить за одни и те же работы. Даже в таком сложном документе как локальная смета специалисты очень быстро это вычислят. Хотя в локальной смете это еще не так страшно – страшнее, когда «дубликаты» найдут в исполнительной. В локальной смете это будет означать заведомое завышение цены, а в исполнительной – двойную оплату. В данном случае с МО Смольнинское аудиторы написали о завышении : «при обосновании методом сопоставимых цен контрактов для проведения не менее 12-ти закупок начальные (максимальные) цены закупаемых товаров, работ и услуг определены с завышением относительно рыночных цен…». Другой тип завышений стоимости работ и услуг может возникать, если заключать контракты с посредниками. Так, например, часть договоров на проведение мероприятий для жителей округа заключалась без конкурса не с организаторами, а с посредниками. В частности, с АНО «Дом культуры «Прогресс». И ценник был в итоге завышен в 8,9 раза.
Если вы отправляетесь в командировку, а всю техническую сторону вопроса обеспечивает подрядчик, то покупать билеты и делать бронь в гостинице можно хоть через минуту, но после заключения контракта, но никак не до. В этом муниципалитете билеты и гостиницу оплатили за неделю до того, как был заключен договор с компанией, оказывающей эти услуги Смольнинскому.
Даже если годовой бюджет муниципалитета 220 миллионов рублей на год (как в МО Смольнинское в 2016 году), большая часть средств идет на различные закупки и Вы можете потратить 5 процентов от этой суммы, заключая прямые договора у единственных поставщиков до 100 тысяч рублей каждый, не стоит злоупотреблять этим правом. Потому что 98 договоров до 100 тысяч рублей за год – это многовато. И аудиторы обязательно обратят на это внимание. Ведь так называемые «публички» — это возможность быстро что-то купить, не объявляя длительную процедуру в 3-5 недель с торгами. Это — для экстренных нужд или для определенной категории недорогих бытовых закупок. Для мероприятий, покупки техники, ремонтов, благоустройства и для многого другого есть котировки, конкурсы и аукционы.
А если уж дошло до конкурсной процедуры, не надо, ставя целью видеть победителем конкретную компанию, прописывать слишком сложные не выполнимые условия. И делать это нарочито грубо. Например, не надо требовать лицензию на телевизионное вещание от потенциального подрядчика, от которого, по сути, требуется организовать посещение местными жителями спортивных занятий с бассейном.
Если Вы решили сводить петербуржцев в филармонию Шостаковича, изучите ценники на билеты в театральной кассе. Иначе это изучат аудиторы. И они не поймут, почему в кассе билеты стоят по 200 рублей, а Вы для жителей муниципалитета покупаете места по 1400 и 1800 рублей.
С автомобилями лучше никаких операций не производить. Даже если машина старая, даже если ломается – дождитесь, пока можно будет ее списать и спишите. Иначе, как бы Вы не продали автомобиль, все равно что-нибудь да будет не так. Вот и тут КСП установила, что в МО Смольнинское Mitsubishi Pajero Sport от 2008 года был продан на аукционе по заниженной цене. А документация по машине содержала недостоверные сведения.
А еще, лучше не работать в муниципалитете, располагающемся на территории политического конфликта. Потому что, если придут аудиторы, они все равно нервы будут трепать, в первую очередь, Вам. Причем, контролеры могут чередоваться: с проверками по городу ходит не только КСП от ЗакСа, но и КГФК от Смольного, а еще прокуратура, УБЭП, ФСБ и пожарная инспекция. И они могут приходить по очереди без остановки, пустив Вас «по кругу».
Итого, в МО Смольнинское, КСП обнаружила 520 нарушений на сумму 95 миллионов рублей. И это – не предел.
А.М., Петербургский формат