Культура комиксов в России развита слабо, однако сейчас она начинает набирать обороты. Многим кажется, что это увлечение для мальчиков, которое не несет в себе чего-то полезного и серьезного. Однако, это не совсем так. 8 марта в культурно-образовательном пространстве Охта Lab прошла небольшая дискуссия «Женщина и комиксы: что читают, что рисуют, что издают» посвященная роли женщин в комиксах. Речь шла не только о женских персонажах, но и о тех, кто непосредственно занимается созданием комиксов.
Спикерами вечера выступили художницы Мария Конопатова и Ольга Лаврентьева, а также шведская художница Фрида Ульвегрен. Дискуссия началась с их рассказов о своем творчестве. Многие люди полагают, что если девушки и пишут комиксы, то это, как правило, романтические истории, выполненные в милой цветовой гамме. Но это ошибочное мнение. Мария Конопатова по образованию является графическим дизайнером и даже представить не могла, что со временем начнет рисовать комиксы. На одном из фестивалей, Мария увидела графические романы и поняла, что хотела бы связать с этим жизнь. Помимо создания собственных комиксов, художница работает и над коммерческими проектами, а также является режиссером анимации. Основными интересующими жанрами являются мистика, исторический комикс и стимпанк, что отразилось в творчестве художницы. Например, «Аврора. Другая история» — мистическая история в стиле стимпанк, действие которой разворачивается во времена Императорской России.

«В комиксах соединятся все, что я люблю: и изобразительное искусство, и возможность самой контролировать процесс, планировать, и образование дизайнера мне тоже помогло.», — говорит Мария.

Ольга Лаврентьева также автор собственных комиксов. Ольга является создателем таких комиксов, как «Непризнанные государства. Одиннадцать историй о сепаратизме» и «ШУВ». Комикс «ШУВ» — детективная история, события которой разворачиваются в России 90-х годов.
Собственно, как можно заметить, девушки пишут отнюдь не сладкие истории, а захватывающие графические романы с не менее захватывающим сюжетом. В конечном итоге, все единогласно пришли к выводу, что сюжет комикса зависит не от гендера, а от самого человека и не нужно делить комиксы на женский и мужской.
И в заключении дискуссии, немного уделили времени и для другой щепетильной темы. Например, в связи с ростом феминистского движения в России, гости дискуссии поинтересовались у скандинавской художницы Фриды Ульверген, есть ли феминистские комиксы в Швеции. Фрида ответила утвердительно, уточнив, что «бум» на подобного рода произведения был примерно в 2010-ом году. Сейчас же в Швеции начинают отходить от этой темы, в то время как в России она набирает все больший интерес.
«На момент популярности данного жанра, в Швеции было более 80-ти художниц, которые писали о феминизме. Возможно, что в России также много авторов, но так как Россия – большая страна, они просто теряются на общем фоне», — говорит Фрида.
А.Ф., Петербургский формат