Не ранее 100 дней и не позднее 90 дней. 16 июня 2021 года депутаты ЗакСа должны принять постановление «О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва». После этого будет дан старт предвыборной гонке.
Уже известно, что выборы состоятся 19 сентября и будут совмещены с думскими. Голосование продлится три дня. Утвердить это положение должна избирательная комиссия. Предположительно это будут 17, 18 и 19 сентября.
50 депутатов по-прежнему будут избраны по смешанной системе. То есть 25 депутатов будут выбраны на одномандатных округах. Еще 25 депутатов обретут мандаты по результатам голосования за партийные списки. Мандаты будут внутри списков распределяться в зависимости от результатов голосования по конкретной территориальной группе (совпадающей с одномандатным округом). Больше всего шансов у тех кандидатов, которые по спискам партий войдут в число общегородской части списка. То есть в «первую пятерку».
К кампании депутаты уже подготовились. Новая редакция закона о выборах депутатов была стремительно принята в мае. В первом чтении документ утвердили 12 числа. А 19 мая рассмотрели все поправки, поданные ко второму чтению. И в тот же день утвердили документ в целом. Поправки мало кто видел. В базу их не выкладывали. Принимали пакетом. Говорили, что их очень много и они очень технические. Губернатор документ сразу подписал. Хотя, что там было скрывать такого секретного, не понятно. Наверное, привычка.
Только после того как документ был опубликован, появилась возможность спокойно изучить все внесенные корректировки.
Основные изменения:
- Так как голосовать могут лица старше 18 лет, то в законе прописывается, как молодые люди могут реализовать свое право избирать при трехдневном процессе – исходя из достижения нужного возраста к последнему дню голосования;
- Коронавирус показал, каким он может быть жестоким и непредсказуемым. Поэтому в законе появилось положение, по которому, если пандемия захватит мир, выборы можно будет и отложить. При введении режима повышенной готовности или возникновении ЧС, Горизбирком направит в ЦИК предложение об отложении выборов. И проинформирует об этом городской парламент;
- ЗакС воспользовался своим правом не применять положения ФЗ о включении в списки избирателей граждан по месту нахождения через Госуслуги – этот метод еще называют «мобильный избиратель». Как говорится в ФЗ, «в этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование». Но при трехдневке по открепительным удостоверениям голосование тоже не проводится. А отказ от «мобильного избирателя» делается для того, чтобы петербуржцы остались привязанными к своей территории и голосовали на выборах не только за общие списки, но и за депутатов – одномандатников;
- Горизбирком сможет обращаться Роскомнадзор, если обнаружит в Интернете незаконную агитацию кандидатов. Правда, что из этого получится, и получится ли вообще повлиять на вбросы неконтролируемой агитации, не известно. До сих пор пресекать такие нарушения не очень получалось. А тем более – наказывать кого-то за это;
- Теперь наблюдателей на участки сможет направлять и Общественная палата. Но не более двух наблюдателей на каждый день голосования;
- Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны на всех этапах избирательной кампании. (Аффилированное с иноагентом лицо – это кандидат, который за два года до назначения выборов и в период избирательной кампании входит либо входил в состав органов управления или является учредителем, руководителем или работником иностранного СМИ-иноагента, иного лица, включенного в реестр иностранных СМИ-иноагентов. Это также те, кто входил или входит в состав органов НКО-иноагента, незарегистрированного общественного объединения либо являлся его учредителем, руководителем или работником. Кроме того, это лица, которые занимаются политической деятельностью и получали при этом деньги или имущество от иноагентов). И тут может быть почва для манипуляций. Потому что если ты сам иногент, то, понятно, ты об этом знаешь и должен это указывать. А если ты ведешь дела с НКО, в составе учредителей которого есть иногент, то ты об этом можешь даже не подозревать. Сведения об иногентах надо указывать и в подписном листе по сбору подписей. В том числе если такой кандидат выдвинут в списке – партия должна бдить и все про иногента рассказывать при сборе подписей. СМИ тоже стоит быть осторожными с размещением даже легальной агитации – про иногентов нужно сообщать на страницах издания. К слову, в части указания этих сведений или, точнее, их не указания, пока инструмент снятия с гонки не прописан. В отличие от, например, не указания сведений о судимости;
- Список кандидатов по единому избирательному округу должен быть разбит на общегородскую часть списка кандидатов и региональные группы кандидатов. Количество региональных групп не может быть менее 20 и более 25. Ранее можно было выдвинуть список с 13 региональными списками. Повышение планки связано со стремлением осложнить процесс выдвижения кандидатов для не центровых партий, которым очень трудно набрать адекватное количество кандидатов на все 25 территорий. Ведь люди — потенциальные кандидаты — понимают, что они — просто балласт, который будет работать на список партии, из которого в лучшем случае в ЗакС пройдут 2-3 человека из первой пятерки общегородской части. Новации коснулись и положений про общегородскую часть. Если раньше в городской части списка, где может быть до пяти кандидатов, минимально можно было поставить только одного, то теперь минимум три.
- Сэкономить на бумаге не получится. Теперь подписные листы заполнять с двух сторон нельзя – пункт про это исключается.
- Так как подписные листы давно никто не печатает на домашнем принтере, нужно будет обязательно принести вместе с листами копию документа, подтверждающего оплату их изготовления.
- Отказать в регистрации списка кандидатов можно будет, если уйдет некоторое количество кандидатов, в результате чего число региональных групп окажется менее 4/5 от количества изначально выдвинутых партией. Раньше этот порог был установлен в 50%. Теперь так: например, партия на конференции выдвинула кандидатов на 20 территорий. Пять потенциальных (групп) кандидатов передумали участвовать в выборах или по другим причинам выбывают. В итоге весь список не регистрируется. Это делается, в том числе, для того, чтобы избежать искусственных торгов на территориях за «место в упряжке». Но этот инструмент может использоваться и против самих партий, руководители которых набирают в кандидаты кого попало — людей, не знакомых с понятиями партийной и выборной дисциплины.
- Понятие дня тишины уходит в историю. Агитацией нельзя заниматься только непосредственно в дни голосований. А до трехдневки мучить избирателей информированием о себе можно хоть до полуночи.
Дополнение от 16.06.2021:
Постановление о назначении выборов на 19 сентября было принято.