В воскресенье, 12 февраля, Исаакиевский собор защищали дважды. Сначала его обошли Крестным ходом сторонники передачи храма в ведение РПЦ, а двумя часами позже взяли в тройное кольцо те, кто выступает за сохранение в нем музея.
В Крестном ходу, по информации его зачинщика Виталия Милонова, участвовали до полутора тысяч человек. Правда, чаще встречалось иное мнение: 200-300 участников. Эту цифру приводили телеоператоры и фотографы, снимавшие мероприятие, а также участник Крестного хода, член молодежного миссионерского центра «Атриум» Александр Антонюк. По его словам, «Крестный ход был не столь многочисленный». «Но это говорит о том, что участвовали в нем люди по зову сердца, — пояснил он. — Я лично пришел по зову сердца. Потому что я хочу участвовать в общественной жизни города и христианской общественной жизни тоже. Из нашей общины Храма Святителя Петра Митрополита Московского, что на на Роменской, 12, пришло довольно много людей. Мы любим Крестные ходы и молитву совместную. Молитва примиряет людей. Мы верим, что Господь по нашим молитвам помогает решать конфликтные ситуации».
Участница Крестного хода Ольга пришла с ребенком. Она считает, что храм должен принадлежать Церкви, однако и нынешнее положение дел ее устраивает, так как в Исаакиевском соборе проходят службы, а в качестве музея он несет важную миссию, просвещая людей. «Мне бы не хотелось, чтобы после перехода собора в управление РПЦ музейная функция была бы потеряна, — говорит она. – Было бы хорошо, если бы нынешние экскурсоводы, работающие в музее, остались при храме. Потому что иначе он надолго потеряет свою музейную функцию, так как просто некому будет вести экскурсии».
В свою очередь, Виталий Милонов уверен, что собор уже давно следовало передать РПЦ. «Этот дом был построен во имя Бога лучшими европейскими мастерами, — сказал он. – И то, что его до сих пор не вернули Церкви – неправильно. Это все равно, что я возьму ваш дом и скажу: «вы плохо им управляете, в грязи живете, пусть ваш дом будет моим». Мы шли Крестным ходом, а нам в уши звучало: «Приобретайте билеты в музей «Исаакиевский собор». Не должно быть так. Это дом Божий. Никогда мы не брали плату за вход в храм. Уверен, что музейная жизнь в нем сохранится, Церковь всегда дружила с музеями. Но это все же храм, а не акционерное общество по зарабатыванию денег. Казанский собор является величайшим примером того, как Церковь относится к культурному наследию. Никогда никому не запрещали входить в церковь бесплатно. В Казанском соборе во время литургии 100 000 китайцев ходят со своими палками, слова никто не говорит. Мы рады, что люди различных вероисповеданий заходят в храм и, видя все его великолепие, возможно, выйдут православными китайцами».
По мнению депутата Государственной Думы, не стоит вокруг Церкви устраивать пляски с бубнами. Православный Милонов, в свободное время служащий в храме, резко отреагировал на вопрос: «Почему бы не оставить все, как есть, ведь идут-же службы в Исаакии?». «Вы хотите, чтобы мы платили за возможность войти в храм на службу? – вопросил он в ответ. – Ну, давайте мы скинемся и заплатим. Нам и не такое приходилось переживать. Первые три века предки Бориса Вишневского и Максима Резника нас в котлах сжигали и отдавали зверям. Мы выжили, мы все вытерпели. Церковь выживет, народ православный выстоит. Им жалко, что труды их дедушек Троцкого и Урицкого пошли прахом. Отдайте нам то, что украл Троцкий. Покайтесь в том, что в этой стране жили Троцкий и Урицкий. Страна должна раскаяться, что такие негодяи ходили по ее земле, убивали, насиловали священников и христиан. Деятельным должно быть это раскаяние. А эти внучки Троцкого бегают со своими либеральными флажками. Внуки тех, кто насиловал нашу страну в 1917, хотят сделать это повторно вместе с Навальным в 2017». Виталий Милонов нисколько не сомневается в том, что и в его действиях присутствует конфликт, он уверен, что выступает в защиту федерального законодательства и потому безоговорочно прав.
На встречу с депутатами Борисом Вишневским и Максимом Резником пришло намного больше народа. Люди окружили Исаакиевский собор почти тройным кольцом. Выяснилось, что в самом первом кольце прижавшись к решетке и взявшись за руки плотно стояли 1000 человек. Несложные расчеты показывают, что на вторую встречу собралось от 2500 до 3000 защитников музея с детьми и плакатами. Один из плакатов фотографировали даже полицейские. На нем был ценник услуг, предлагаемый Храмом Христа Спасителя в Москве. По мнению автора плаката, такой же появится на Исаакиевском соборе, как только он перейдет в ведение РПЦ.