В среду, 19 апреля, петербургские парламентарии отклонили запросы депутатов Михаила Амосова и Оксаны Дмитриевой. Видимо, в надежде, что не озвученные запросы пройдут единороссовский барьер, оба депутата отказались их зачитывать. Результат предсказуемый: большинство защитило губернатора от неудобных вопросов.
Дальше заседание катилось без осложнений: 36 «за» и все нормативные акты принимались, практически, без обсуждений. Пока дело не дошло до губернаторского закона «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга». Этот документ, внесенный градоначальником с просьбой рассмотреть его в первоочередном порядке, обсуждали более 40 минут. Представителю губернатора Юрию Шестерикову пришлось отвечать на вопросы парламентариев около получаса. «У нас на вопросы по регламенту 7 минут, а вы пытаете Юрия Борисовича уже 21 минуту, в три раза дольше», — сделал замечание коллегам спикер Вячеслав Макаров. После этого вопрос задал еще только один депутат.
С критикой закона выступили Оксана Дмитриева, Александр Рассудов и Алексей Ковалев. Как подчеркнула лидер «Партии Роста», региональные законы в зависимости от профессионализма и желания парламентариев могут либо усиливать недостатки федеральных законов, либо минимизировать их. Губернаторский проект она отнесла к первой категории. По ее мнению, прежде чем принимать данный закон, надо было проанализировать состояние торговых объектов в городе: какие, сколько и где расположены, и только после этого устанавливать нормативы. Ее возмутил ответ Юрия Шестерикова на вопрос: «Если есть в шаговой доступности супермаркет, площадью 5000 кв. м, нужен ли рядом еще один магазин, площадью до 300 кв. м?». Ответ прозвучал так: «По нормативу в муниципальном образовании должно быть определенное количество маленьких магазинов. Причем здесь супермаркеты? Мы их не учитывали».
Член фракции КПРФ Александр Рассудов акцентировал внимание на том, что в законопроекте не установлены сроки смены нормативов, хотя и указано, что они принимаются на ограниченное время. Его также не устроило снижение нормы торговой площади продовольственного магазина на 1000 человек со 185 кв. м до 180 кв. м. «Этот законопроект разработан для отчета, никто не задумался о том, как он будет работать», — сказал депутат, отметив, что данные нормативы никак не сочетаются с градостроительными преобразованиями.
Наконец, эсер Алексей Ковалев поиздевался над тем, что норматив торговых объектов местного значения рассчитывали, исходя из площади муниципального образования и количества проживающих в нем граждан. «Возьмите МО «Волковское», — предложил он, — у него огромная территория, в которую входит кладбище и промышленная зона. Проживает там совсем немного людей, а норматив установлен 148 магазинов шаговой доступности. Видать, население кладбища тоже посчитали».
Все выступающие предлагали отклонить закон, чтобы не вызывать насмешки горожан. Однако документ приняли в первом чтении при 36 голосах «за» (Единая Россия), 1 воздержавшемся и 12 «против» — оппозиционные фракции.
Комментарий Председателя ЗС СПб Вячеслава Макарова:
«Это один из основных законопроектов, направленных на создание в Санкт-Петербурге комфортной городской среды и гарантированное обеспечение горожан услугами торговли. В частности, он устанавливает нормативы площади стационарных объектов, торгующих продуктами питания и непродовольственными товарами — 625 квадратных метров на 1000 человек, из них – 180 квадратных метров для объектов, осуществляющих продажу продовольственных товаров, 445 квадратных метров – непродовольственных товаров.
Очень важное положение законопроекта – это установление количества и площади торговых точек, исходя из численности населения, а также норматива минимальной обеспеченности площадью торговых объектов для каждого из муниципальных образований Санкт-Петербурга. Указанный норматив относится только к магазинам площадью до 300 квадратных метров, не расположенным в крупных торговых центрах. Цель — обеспечить возможность конкуренции малого бизнеса, избавиться от монополии крупных торговых сетей в лице гипермаркетов. Также данная норма направлена на реализацию петербургской концепции поддержки магазинов шаговой доступности.
Устанавливаемые проектом нормативы станут важной составляющей разработки нового Генерального плана Санкт-Петербурга. На основе нового закона будут строиться схемы размещения объектов торговли на вновь застраиваемых территориях.
Хочу отметить, что на рассмотрении Законодательного Собрания находится целый пакет законопроектов о требованиях к подготовке и утверждению Генерального плана. Наша цель – сделать Генплан максимально соответствующим главным принципам градостроительной науки и гарантирующим повышение качества жизни горожан».