Новая концепция застройки «Петербургского Манхэттена» — территорий намыва на западе Васильевского острова — согласована Градостроительным советом Петербурга. Правда, теперь вряд ли это можно будет назвать «Манхэттеном» даже в кавычках – решено отказаться от небоскребов. Будет сокращена площадь деловой застройки и увеличена жилая. Представлявший проект генеральный директор ЗАО «Петровский строитель» Александр Викторов сообщил, что изменения в проекте предусматривают, что в северной части станет больше жилых домов – около 700-930 тысяч кв.м. Нежилой застройки — около 455 тысяч кв.м. Принято решение, что застройка намывных территорий будет квартальной, невысокой, максимум – 7-9 этажей. Но предполагается несколько доминант в 16-18 этажей. Авторы проекта утверждают, что высотки никак не повлияют в целом на небесную линию Петербурга. Проект предполагает создание комфортной среды – с обилием зелени и скверов.
Жилая застройка расположится ближе к береговой линии, нежилая – к Западному скоростному диаметру (ЗСД). Также будут построены объекты социальной инфраструктуры, подстанции, котельная. Пока открыт вопрос – что будет в зоне деловой застройки. Александр Викторов предположил, что там может разместиться выставочный комплекс Военно-Морского салона или общежития для студентов, возможно — университетский городок. Кстати, как не раз говорил журналистам ректор СПбГУ Николай Кропачев, город готов передать университету территории на намыве именно под создание современного кампуса. Впервые об этом Кропачев сообщил в минувшем году после визита премьер-министра Дмитрия Медведева.
Васильевский остров – место наводнений, чтобы защитить намывные территории, набережные, как на севере, так и на юге будут в буквальном смысле приподняты.
В южной – жилой части будут построены внутри кварталов детские сады и школы, выстроена больница. Всего здесь предполагается расселить свыше 60 тыс. человек. Как утверждает Александр Викторов, проблем с транспортной доступностью не будет. Через остров проходит ЗСД, проектируется Серный мост, который позволит выйти на Петроградскую сторону и в центр города. Поможет разгрузить трафик и набережная Макарова.
Кстати, на заседании Градсовета глава комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин пожелал, чтобы этот намыв стал для Петербурга последним, потому что намывные кварталы могут превратиться в «города в себе».
Напомним, что предыдущий проект «Петербургского Манхэттена» был разработан еще в 2006 году американским архитектурным бюро Gensler. Ныне же выяснилось, что это вовсе и не бюро, а фирма, которая специализируется на интерьерном дизайне. Новая концепция разработана «Студией 55». Американцы предлагали строительство 300-метровой башни, которая стала бы доминантой «Петербургского Манхэттена», теперь, видимо, придется придумывать другое неформальное название.
Сейчас уже намыто 170 га из запланированных 414,6 га новых территорий. В центральной части работает морской пассажирский порт «Морской фасад». И сейчас основные работы ведутся в южной части, где необходимо намыть еще 80 га. На юге намыва также строятся жилые дома, а еще не созданные территории, тем не менее, выкуплены девелоперами. На севере работы ведутся не столь активно – там очень глубоко по сравнению с югом. Глубины на юге достигают полутора метров, на севере – до шести метров.
Для Петербурга намывные территории – не изобретение последних лет. К примеру, район вокруг станции метро «Приморская» был намыт в 70-е годы минувшего века. Опыт намывных территорий характерен для стран с дефицитом земли. Намыта большая часть Нидерландов, на намывах строили в Гонконге. Самым грандиозным намывным проектом в столице ОАЭ Дубае считается искусственный остров Пальма Джумейра, на котором расположено несколько огромных отелей. В Японии из переработанного мусора намыли территории Юмэносима и Огисима, где расположена развитая инфраструктура, включая международный аэропорт. Поэтому рано зарекаться, что намыв на Васильевском будет последним для Петербурга, также испытывающего трудности с поиском новых территорий.
Варвара Галеева