Во вторник, 11 апреля, правительство Санкт-Петербурга запустило процесс корректировки бюджета. Как подчеркнул председатель Комитета финансов Алексей Корабельников, если все пойдет по графику, то поправки в закон о бюджете будут приняты к 24 мая, на две недели раньше, чем в прошлом году. Это позволит в середине мая объявить конкурсы, а значит и исполнение бюджета пройдет более гладко, нежели обычно.
По информации Алексея Корабельникова, дефицит бюджета останется без изменений — 69,8 млрд руб., так как и доходы, и расходы увеличиваются на одну и ту же величину — 3 945 млн руб. Причем, налоговые и неналоговые доходы бюджета, как полагают чиновники, вырастут на 1 220 млн руб, а федеральный бюджет подкинет нам 2 750 млн руб. к ранее выделенным 13,6 миллиардам. Основной рост доходов по налогам ожидают от налога на доходы физических лиц — 1768 млн руб. Из-за изменений в распределении налога на прибыль предприятий, город в этой части не ждет никаких изменений. Зато от размещения средств бюджета планируют получить плюсом 962 млн руб., за счет компенсации затрат государства – 837 млн руб., транспортный налог дополнительно принесет 489 млн руб. к запланированному, а налог на имущество 225 млн за счет взыскания предыдущей задолженности. Зато акцизы принесут в городскую казну на 2 877 млн руб. меньше, чем предполагали осенью.
Что касается расходов, то хотя они в целом и вырастают почти на 4 млрд, Адресная инвестиционная программа (АИП) сокращается на 3 297 млн руб. Правда, глава Комитета финансов пообещал, что на достройку второй очереди Фрунзенской линии, строительство Финляндской улицы от Советского переулка до Софийской улицы, 2-ую очередь строительства Софийской улицы и 1-ую очередь реконструкции Песочной набережной деньги все же подбросят. А еще значительно увеличат расходы на социальную поддержку семей с детьми. В прошлом году число многодетных семей (от 3 детей и выше) в Петербурге выросло на 9%, а это влечет за собой рост выплат регионального материнского капитала на 3 ребенка, а также иных пособий и субсидий, гарантированных Социальным кодексом города. На 1 млрд 374 млн рублей собираются увеличить ассигнования на обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами жителей Санкт-Петербурга.
И если рост затрат на социальные выплаты оправдан, то увеличение субсидий на ЗСД на 603 млн руб., скорее всего, депутаты воспримут в штыки, так как общий объем средств, которые город намерен выплатить компании, построившей центральный участок ЗСД, вырастает до 5,2 млрд руб. А обоснований для такой выплаты, как не было, так и нет, если не считать обоснованием увеличения выплаты то, что эксплуатация центрального участка ЗСД в декабре 2016 года осуществлялась бесплатно. Выходит, что в год эксплуатация дороги принесет компании свыше 7 млрд рублей. И это только за счет центрального участка дороги. А ведь есть еще северный и южный участки, построенные за счет бюджета, плату за проезд которых взимает концессионер. Иными словами, возврат 70 млрд рублей, израсходованных на строительство, концессионер вернет менее чем за 10 лет. А эксплуатировать будет 30 лет. Неплохой навар получается, если учесть, что две трети дороги построено за бюджетные средства, да и почти половину стоимости центрального участка также оплатил бюджет.
Вопросов ни у кого из участников заседания к представленному бюджету не было, если не считать депутата ЗС Оксану Дмитриеву, которая поинтересовалась, каким образом правительство предполагает отразить в бюджете средства, оставшиеся неизрасходованными в прошлом году. «Чуть больше 9 млрд предусматриваем на покрытие дефицита», — пояснил Алексей Корабельников. «А почему только 9 миллиардов, если остаток 18 миллиардов», — спросила она, а получив ответ, что эти средства пошли на зарплату бюджетников, заявила, что «это нарушение Бюджетного кодекса РФ».
«Об этом можно поспорить вне рамок заседания правительств», — вмешался губернатор. И предложил поддержать представленный документ, так как «он сбалансирован и направлен на решение важных социальных проблем».
После внесения законопроекта о корректировке бюджета в ЗС, 20 дней отводится на обсуждение, после первого чтения, которое должно состояться 3 мая, две недели дают на поправки. Таким образом, второе и третье чтения пройдут соответственно 17 и 24 мая. Напомним, что поправки ко второму чтению могут кардинально изменить первоначально внесенный документ.