В нашей стране либо ничего не охраняется, либо все подряд. Суровые регламенты, установленные для охраны зданий-памятников, приводят к анекдотическим перекосам. Избыточные правила нужно упрощать. Так считает председатель петербургского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Сергей Макаров. Он рассказал, какие федеральные инициативы ждёт Петербург и как обстоят дела с реставрацией исторических объектов в Петербурге. В Международный день памятников и исторических мест рассказываем о том, с какими проблемами сталкивается в этой части Северная столица и каими достижениями может похвастаться.
Снять нагрузку с жильцов
В апреле 2021 года в Госдуме начали обсуждение инициативы главы комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской о том, чтобы полностью освободить граждан от солидарной ответственности по поддержанию в порядке жилых домов-памятников. «Люди, проживающие в таких домах, каждый месяц платят за капремонт. Недостающую для ремонта элементов культурного наследия сумму должно компенсировать государство», — пояснила она. К концу 2021 года законопроект обрёл очертания и в конце марта уже принят в первом чтении. Петербург этого документа ждёт для того, чтобы подтвердить правоту принятых ранее решений городского правительства.
Сергей Макаров считает, что Галина Хаванская права, у граждан никогда в жизни не будет возможности собрать необходимое количество денег чтобы отремонтировать жилые дома–памятники. «Некоторые из них запущены ещё с советских времён, —говорит Сергей Макаров, — мы ждём этот документ. Но Петербург в этой части идёт чуть быстрее, чем федеральный законодатель».
В городе несколько лет назад принята программа реставрации жилых домов, в которую входят 255 особо сложных объектов. «Мы не взимаем плату за капремонт с жильцов этих домов. И восстанавливаем здания за счёт бюджета. Например, Особняк Бутурлиной на улице Чайковского, дом 10: по смете стоимость его реставрации около 144 миллионов рублей. Это наш подарок жителям», — рассказал глава КГИОП.
Упрощение отдельных правил по охране жилых домов памятников – ещё одна насущная проблема, которая ждёт разрешения. Сегодня, чтобы снести в исторической квартире советскую деревянную перегородку, которая делит залу с лепниной на потолке пополам, нужно проводить дорогостоящую экспертизу и нанимать компанию с лицензией, хотя реставрация и не подразумевается. «В законодательстве есть несправедливые правила. Да, нельзя все упрощать до свода из пяти пунктов, памятник есть памятник. Правила должны быть. Но они должны быть понятными, неизменными и разумными, а не абсурдными», — считает Сергей Макаров.
Упрощённый реестр
Ещё один федеральный законопроект, принятие которого ждут в Петербурге, призван упростить порядок включения в единый госреестр объектов культурного наследия объектов, выявленных до 2009 года. Соответствующий документ внесён на рассмотрение в ноябре 2021 года. Сегодня для включения выявленного объекта госреестр нужно провести дорогостоящую историко-культурную экспертизу. У регионов необходимых средств на это нет. Федеральные законодатели предлагают процедуру упростить и сделать её бесплатной.
В Петербурге по данным КГИОП из девяти тысяч объектов культурного наследия, 2800 – вновь выявленные. Большинство – в 2001 году, когда понятия историко-культурной экспертизы ещё не было в законодательстве. Они больше 21 года находятся в пограничном состоянии.
«Мы устали говорить о том, что такое количество выявленных объектов – это ненормально. Когда их фиксировали, было понятно, что процентов 30 под охрану взяты не будут – их включали только для изучения. После того как появилось понятие историко-культурной экспертизы, возникли сложности. В Петербурге её стоимость составляет от 300 до 500 тысяч рублей. Если умножить на 2,8 тысяч объектов, мы получим сумму, которую нужно потратить из бюджета только на то, чтобы решить, достоит объект включения в реестр или нет. Мы обсуждали с Минкультом с 2017 года эту проблему и просили упростить процедуру», — говорит глава КГИОП.
По его мнению, достаточно вернуться к прежней практике: принимать решения о включении объекта в реестр комиссией, в состав которой будут входить сотрудники комитета, историки, искусствоведы, архитекторы и другие эксперты. А вот исключать объекты из реестра он предлагает как раз на основании историко-культурной экспертизы.
Не делить бизнес
Одно из препятствий к восстановлению объектов культурного наследия за счёт частных средств – невозможность применения 159-ФЗ для покупки памятников. Этот закон позволяет малому и среднему бизнесу выкупать у государства занимаемые арендуемые помещения. Но на объекты культурного наследия этот механизм не распространяется. Памятники можно выкупать только на торгах. Изменения для исправления ситуации в 159-ФЗ ещё в 2020 году подготовил сенатор Совета Федерации от Петербурга Андрей Кутепов. Но документ все ещё проходит согласования.
«Мы не понимаем, почему в неравное положение нужно ставить арендаторов домов памятников и просто исторических зданий, которые порой стоят рядом. Такое часто бывает – у нас Невском проспекте не каждый дом числится в реестре. Но арендуя помещение в одном здании представитель МСП может выкупить помещения через какое-то время, а в другом – не может. Памятник почему-то можно реализовывать только через торги с непредсказуемыми результатами», — недоумевает Сергей Макаров.
Появление изменений в законе может серьёзно улучшить положение, ведь передача исторических зданий в частные руки – одна из приоритетных задач. Дело в том, что частные собственники исторических зданий в Петербурге по ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не могут отказаться от восстановительных работ. Сам договор на приобретение здания включает в себя охранное обязательство – документ, в котором прописано какие виды работ и в какие сроки должен провести новый хозяин. Практика показывает, что это – надёжный инструмент, который успешно заработал в последние годы. Глава КГИОП убеждён: передача в частные руки с такими охранными обязательствами как можно большего числа памятников – единственный путь сохранения исторического наследия Петербурга.
«У нас в городе из девяти тысяч памятников около 40 процентов находятся в частной собственности. Отдельно выделены 290 объектов деревянного зодчества в пригородах. Только половина из них – городские. Многие заброшены. Необходимо продавать те, которые не используются и государству не нужны», — считает чиновник.
В качестве примера памятника, который можно было бы передать в частные руки под восстановление, Сергей Макаров привёл Ушаковские бани «Гигант» на улице Зои Космодемьянской. Банный комплекс был построен в 1930-е годы на месте Алафузовской больницы. И до конца 90-ых годов прошлого века пользовался популярностью у местных жителей. Но сейчас здание разрушается, в бывших помывочных – свалка, а стены когда-то самой большой бани Ленинграда, способной помыть 4000 человек в день, испещрены граффити. Если в здании устроить даже частный банный комплекс, он будет пользоваться спросом: здание стоит в рабочем квартале, где до сих пор во многих домах нет даже ванных комнат.
Глава КГИОП мечтает, чтобы нашлись хоть частные, хоть государственные средства для реставрации Петровского дока в Кронштадте. Это редкий объект, где одним из архитекторов значится сам Пётр I – он делал проектный чертёж. Док достроили уже после его смерти, в 1752 году. Он действовал до 2008 года. «Потом воду из него выкачали, он рушится с бешеной скоростью. Сердце кровью обливается», — сокрушается Сергей Макаров.
Предмет гордости
В Петербурге немало примеров успешных вложений инвесторов в исторические памятники. Один из лучших, по словам Сергея Макарова – Дом Вавельберга на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы.
Фото с сайта WAWELBERG отеля
В конце XIX века здесь был банкирский дом Вавельбергов, переименованный в 1917 году в Петроградский Торговый банк. В предвоенные годы в особняке размещались разные организации. Ленинградцам здание больше известно как «кассы Аэрофлота». В 2021 году вложения инвестиций новым собственником — Иркутской нефтяной компанией — здесь сделали один из лучших городских отелей. «Ранее зданием владели странные люди, которые ничего не делали, двор застроили, атриум возвели. Хорошо, что инвестпроект перекупили адекватные собственники, которые понимают, что памятник – более сложная структура чем просто здание из бетона», — говорит глава КГИОП.
Среди других положительных примеров качественного вложения частных инвестиций в КГИОП назвали производственный корпус чулочно-трикотажной фабрики Керстен на улице Красного Курсанта, общественное пространство Севкабель Порт на Кожевенной линии, деревянную дачу на улице Ломоносова в посёлке Парголово, флигель дома Гербольдта на Санкт-Петербургском проспекте, Дачу Ростовцевой в Пушкине и Дом Савинской в Павловске.
Под гнетом астрента
Изъять историческое здание из рук нерадивого собственника – крайняя мера, которая обычно не применяется. Это возможно, если хозяин умышленно нанёс вред объекту и есть угроза уничтожения памятника. Но пока к частным компаниям применяются другие механизмы воздействия.
Если хозяин не соблюдает предписания охранного обязательства, КГИОП направляет иск в суд и штрафует. Один из наиболее эффективных механизмов воздействия – астрент: взыскание ежемесячных штрафов от 100 до 200 тысяч рублей при невыполнении решений суда. «Сегодня астрент применяется по десяткам объектов в Петербурге. Кроме того, серьёзно улучшилась работа судебных приставов по взысканиям штрафов и неустоек с нарушителей», — рассказал Сергей Макаров.
Так, по апрельскому решению суда 2021 года компанию «Комендантский 9» обязали в течение года отремонтировать фасады и крышу производственных корпусов трикотажной фабрики «Красное знамя» на Пионерской улице, восстановить оконный проем на уровне первого этажа, демонтировать блок кондиционера и вывески цветочного магазина. За просрочку в исполнении этого решения установлен штраф по 100 тысяч рублей за каждый месяц.
Ещё более суровое наказание ожидает университет ИТМО, который должен привести в порядок оконные проёмы и отреставрировать Особняк Строгановой на улице Чайковского. Судебное решение об этом было принято летом 2021 года, а 18 ноября Тринадцатым апелляционным судом оставлено без изменений. Первый штраф за неисполнение решения суда назначен в 100 тысяч рублей. А затем – по 200 тысяч рублей ежемесячно.
За счёт бюджета
2021 год стал богатым для КГИОП по числу объектов завершённой реставрации за счёт городских средств. Приводим ТОП-8 работ, которыми гордится ведомство.
Фото галереи — КГИОП
Реставрация памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади велась с 2018 года. Но только в 2020 году специалисты от оград и фонарей добрались до монумента. К концу 2021 года работы завершили, а конструкцию из баннеров над памятником сняли.
Сложности в процессе реставрации возникли в связи с тем, что до конца не было понимания, как закреплена конная статуя на двух опорах. Оказалось, что это – единый постамент: четыре тяжа уходят вглубь пьедестала. А устойчивость статуи обеспечивает распределение массы на весь плинт. Пётр Клодт ещё при отливке памятника заложил железный каркас, усиливающий соединение задних ног коня с плинтом.
«В январе 2019 года я случайно в разговоре с архитектором Сергеем Чобаном упомянул, что у нас масса проблем с подготовкой проекта реставрации памятника Николаю I, так как мало исторических материалов, — рассказал председатель КГИОП. — Выяснилось, что в личной коллекции Сергея Энверовича есть кожаный портфель Огюста Монферрана с надписью «Monument de l’Empereur Nicolas I», в котором хранились подлинные чертежи — он купил портфель в 2009 году на аукционе Christie’s, когда распродавалась коллекция известного коллекционера Александра Попова. Сергей Энверович любезно нам предоставил качественные скан-копии. Эта находка нам здорово помогла. Хотя проектные чертежи несколько отличаются от того, что исследователи сейчас установили с помощью радиологической диагностики, мы поняли общий замысел архитектора».
Во время работ в мастерских отреставрировали барельефы, рассказывающие
о ключевых событиях правления императора, арматуры, позолоченные литеры, гирлянды, вензеля, воссоздали бронзовые фигуры барельефов, включая генерал-губернатора Эссена в сцене усмирения холерного бунта на Сенной площади. Также были воссозданы пропавшие после 1917 года награды на кирасе императора.
Стоимость всего комплекса работ за три года превысила 177 миллионов рублей.
Памятник был создан по заказу Александра II в память об отце и открыт 25 июня (7 июля) 1859 года. После революции 1917 года неоднократно поднимался вопрос о его сносе, но благодаря своей уникальной особенности — установке статуи на две опоры — он признан шедевром инженерной мысли и не был уничтожен.
Фото галереи — КГИОП
«Ансамбль улицы Зодчего Росси» — это 220 метров фасадов зеркальных зданий бывшего Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров, в котором сейчас располагается Академия Русского балета имени Вагановой. Уникальный архитектурный ансамбль авторства Карла Росси известен тем, что ширина самой улицы равняется высоте зданий, а при проектировании композиции рассматривалось до 25 вариантов планировочных решений. Работы по реставрации обошлись в 240 миллионов рублей.
Фото галереи — КГИОП
Объекты Александро-Невской лавры в год празднования 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского требовали особого внимания. За 77,2 миллиона рублей были восстановлены фасады Семинарского корпуса с южными воротами. За 105 миллионов рублей — 200-метровая подпорная стена, отделяющая восточный двор от Никольского кладбища. За 10 миллионов рублей — ворота восточного двора с двумя оградами. За 148,6 миллиона рублей — исторический облик Митрополичьего сада, через который петербуржцы проходят от площади Александра Невского к набережной Обводного канала. Тут не только посадили молодые дубы, клёны и сделали благоустройство, но и вылечили исторические липы и ивы. Ещё за 8 миллионов рублей отремонтировали фасады церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с усыпальницей. Ряд объектов в Лавре были приведены в порядок за счёт привлечённых средств.
Фото галереи — КГИОП
Фасады Казанского собора обрели завершённый отреставрированный вид по итогам 10-летней работы. Специалисты рассказывают, что вопрос о защите фасадного туфа собора возник ещё при его строительстве. Из-за крупной кавернозной пористости пудостский (устар. – пудожский) камень легко поддавался атмосферным влияниям, бурел и крошился, терялись изначальные формы профилей и орнаментов. Архитектор Андрей Воронихин решил затереть всю поверхность камня тонким слоем рижского алебастра, а во избежание разноколерности окрасить известковой краской под основной цвет натурального камня. Это описано в 1911 году архитектором Андреем Аплаксиным в книге «Казанский собор».
Глава КГИОП пояснил: «Во второй половине XX века утраченные детали архитектурного декора воссоздавались в цементе. Глади стен и колонны покрывались перхлорвиниловой шпаклёвкой, затем фасад и колоннады окрашивались синтетической краской. При нынешней реставрации цементные вставки убирались, и утраты докомпоновывались натуральным камнем. Поверхность пудостского камня очищалась от загрязнений и биопоражений — в том числе плесени, грибов, мха. Реставраторы очищали туф щадящим воздушным методом, а затем наносили тонированный известковый защитный слой. В дальнейшем при условии выделения финансирования мы предполагаем продолжить реставрацию аттика, барабана и купола собора.
С 2015 по 2021 из бюджета Петербурга на реставрацию собора с 200-летней историей выделен 291 миллион рублей.
Фото галереи — КГИОП
Шестнадцать исторических фонарей-торшеров были возвращены после реставрации на Марсово поле. Они были спроектированы для Благовещенского моста в 1849 году, на Марсово поле их перенесли в 1934 году и разместили по периметру мемориального комплекса. В конце 1960-х – начале 1970-х гг. прозрачные стекла светильников были заменены на красные. Из-за того, что они многократно окрашивались, была скрыта их выразительная тонкая пластика. При реставрации светильникам возвращён исторический облик, в том числе воссозданы бронзовые навершия плафонов.
«У 16 исторических фонарей два источника света, это уникальное решение, в Петербурге таких больше нет, — заявил директор СПб ГБУ «Ленсвет» Сергей Мителёв. — В крышке фонаря находится светодиодная матрица мощностью 100 Вт, дополнительно снизу установлена лампа мощностью 8 Вт, которая создаёт в дневное время присутствие источника света».
Фото галереи — КГИОП
Деревянная «шаляпинская» беседка появилась в Сестрорецке в начале XX века. Она долгие годы являлась визитной карточкой города-спутника, а её изображение размещалось на открытках и сувенирных буклетах. Среди местного населения за беседкой закрепилось название «шаляпинской». Считается, что она служила сценой для артиста, хотя это предположение не имеет документальных подтверждений, так же, как и возможные выступления певца в Сестрорецком курзале.
Долгие годы беседка была бесхозной, пока в 2019 году её не перевели в городскую собственность. Реставраторам удалось сохранить 95 процентов подлинных деревянных конструкций памятника деревянной архитектуры и воссоздать необычное историческое цветовое решение — сочетание коричневого с голубым и белым. В восстановлении помогли сохранившиеся открытки и фотографии беседки начала XX века. На работы было выделено 4,7 миллиона рублей.
Фото галереи — КГИОП
Готический колодец в Орловском парке Стрельны был создан в модном неоготическом стиле в 1830-е годы вместе с дворцом и парком для графа Алексея Фёдоровича Орлова, приближенного императора Николая I. Дача графа Орлова была одной из самых красивых в окрестностях Петербурга. Во время Великой Отечественной войны дворец и все постройки в парке, кроме башни-руины и колодца, были разрушены. Готический колодец, глубина которого до фильтрационного слоя составляет около восьми метров, долгое время не действовал, а на дне были найдены только автомобильные покрышки и мусор. Реставрация обошлась в 1,1 миллиона рублей. В ходе работ специалистам удалось полностью обследовать деревянный сруб: та часть, которая находилась под водой, смогла лучше сохраниться. А верхний венец пришлось заменить. В историческом материале из кембрийской глины воссоздан «глиняный замок», окружающий под землёй гранитные блоки и бутовый фундамент и защищающий подземные конструкции колодца от агрессивных грунтовых вод.
Фото галереи — КГИОП
Реставрация фасадов дачи Воронцова «Новознаменка» на Петергофской дороге обошлась городу в 39,9 миллиона рублей. Эта Дача относится к числу исторических приморских владений, устроенных по именному указу Петра I вдоль Петергофской дороги, ведущей из столицы в загородные царские резиденции. Её строительство граф Воронцов начал в начале 1750-ых годов. После его смерти у дачи Воронцова сменилось несколько владельцев. В 1829 году её приобрёл тайный советник Перт Мятлев и усадьба стала носить название «Ново-Знаменки» в отличие от «Знаменки», дачи Мятлевых вблизи Петергофа, которая в 1835 году была продана Николаю I.
В 1892 году дача поступила в ведение города «для призрения хронических душевных больных». После 1917 года больницу закрыли. Здесь разместили Третью сельскохозяйственную колонию. Больничные корпуса отвели для заключённых, в главном здании организовали клуб. В 1936 году колонию преобразовали в Новознаменскую трудовую колонию для несовершеннолетних при НКВД. В довоенное время специалисты предпринимали попытки сохранения остатков интерьеров. Но в годы Великой Отечественной войны главный дом был разрушен, а внутренняя отделка окончательно утрачена. Восстановлением дачи Воронцова из руин занимались в 1957-1961 годы. Сейчас в усадьбе находится Санкт-Петербургская международная школа.
А.М., Петербургский формат