Патриотическое воспитание — знакомая формулировка. Не одно десятилетие она фигурировала в документах советской эпохи. А потом… Советский патриотизм сменился антипатриотизмом и страны не стало. Вывод простой – без патриотизма своих граждан страна существовать не может…. Так что же делать? Как воспитывать молодежь, чтобы такое не повторялось? Как воспитать настоящего гражданина Российской Федерации?
Патриотизм подразумевает любовь. Кто такой патриот? В моем понимании — это человек, который любит свою Родину. Родина это — Мама. Мама нас родила, она нам помогает, растит, лелеет. Это человек, который нас очень любит. Но если ребенку только и делать, что повторять о его обязанности любить маму, скорее всего, добьешься обратного. Поэтому, прежде всего, необходимо не произносить помпезные речи о любви к Родине, ведь об этом говорят слишком часто, а молодёжи свойственно чувство противоречия. По моему мнению, молодёжь научится любить страну и государство только через ненавязчивое приобщение её к хорошей, полезной и в то же время интересной деятельности, имеющей значение для страны, для общества. Последнее принципиально, поскольку имеет коренное нравственное значение. Начало этому уже положено. Ведется систематическая работа с молодежью через школы, дошкольные учреждения, подростковые клубы. Значительную роль в этой работе играют муниципальные образования, в которых созданы центры патриотического воспитания молодежи, проводится большое количество мероприятий военно-спортивной, культурной направленности, появились новые направления по воспитанию ответственного гражданина – обучение толерантности, профилактика экстремизма, борьба с наркоманией среди молодежи.
Органы местного самоуправления и государственной власти активно опираются на материально-техническую базу военно-учебных заведений и воинских частей, спортивные общества. По сути, как ни назови эти методы воспитания, главная их цель одна – воспитать гармонично развитого человека, для которого любовь к Родине будет не долгом, не данью, не обязанностью, от которой его так и тянет «откосить», а естественным состоянием души гражданина нашей страны.
Необходимо постоянно расширять формы и методы патриотической работы. Да, спорт и «Зарница» – это хорошо, но это только одна сторона работы. Ученый делает для своей страны не меньше, а, зачастую, гораздо больше, чем спортсмен или военный. Пример Менделеева, Попова, Королева, Жореса Алферова и многих других до сих пор является образцом. Вместе с тем, все новое – это хорошо забытое старое. Вспомним, что еще в советское время в работе по воспитанию патриотизма участвовали все институты общества. А где современные юные натуралисты и радиотехники, юные инспекторы движения, юные пожарники, юные экологи, клубы любознательных и другие учреждения, стимулировавшие у детей интерес к науке и общественной жизни? Я считаю, что необходимо вернуться к такой практике и возродить эти движения, кружки и секции. И тогда, как ни банально звучит, каждый из нас окажется на своем месте, там, где он вложит душу и реализует весь свой дар и способности, данные ему от природы и поддержанные и развитые нами – обществом. Этим каждый максимально послужит Отечеству. И именно в этом – подлинный патриотизм.
А когда подросток станет взрослым, настоящим гражданином России, то он усвоит на всю жизнь, что патриотизм – это когда ты прикладываешь все силы и способности для защиты интересов России и Санкт-Петербурга. Патриотизм – это желание соотносить свою жизнь, свои дела с устремлениями всего народа и государства. Патриотизм – это преданность своему делу, которое делаешь для страны, родного города, своей семьи. Это знание и уважение истории своего Отечества, достижений российского народа, ратных подвигов наших отцов и дедов. Во все времена были люди, отдавшие во благо Отечества все свои силы, таланты и даже собственную жизнь. Величие их деяний никогда не померкнет с годами и будет учить все новые и новые поколения истинному патриотизму.