В четверг, 10 ноября, в помещении творческого кластера «АРТМУЗА» прошла Конференция «Влияние креативной составляющей на развитие дестинации».
Организатор — СПб ГБУ «Конгрессно-выставочное бюро» — обещал участникам (организаторам креативных пространств, инвесторам и предпринимателям), что они смогут на единой коммуникационной площадке обсудить с чиновниками отраслевых ведомств влияние креативной экономики на формирование имиджа Санкт-Петербурга. Изначально заявили участие председателей Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрея Мушкарева, по инвестициям Ирины Бабюк, по градостроительству и архитектуре Владимира Григорьева, по культуре Константина Сухенко, по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиза Качаева. К началу пленарного заседания число и ранг чиновников сократились. Между тем, погодные условия не повлияли на москвичей, которые смогли приехать поделиться опытом, да и петербургские участники заполнили зал и с любопытством слушали докладчиков и презентации и, наверняка, почерпнули для себя что-то новое.
Модератором пленарной сессии выступил руководитель Центра Прикладной Урбанистики москвич Свят Мурунов, признавшийся, что в настоящий момент живет одновременно в двух столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Он подчеркнул, что для возникновения креативного класса, создающего продукт с высокой добавленной стоимостью путем творческого освоения пространства, нужна особая среда с высоким уровнем культуры и обязательным наличием среднего класса, потребителя той самой культуры. «Поколение 2040 предъявляет высокие требования к городам, оно заинтересовано в развитии общественных пространств, как закрытых, так и открытых, — подчеркнул он. — Ему необходима высокая плотность культурных кодов, так как именно разные виды культуры вдохновляют креативных людей на творчество. Ну и, конечно, важна возможность получить образование, так как создание сложных продуктов требует определенных компетенций». Особенность нынешнего российского креативного класса в том, что он копирует модели, созданные на западе в 1960-1970-е годы прошлого века. Этот тезис подтвердили все последующие выступавшие, с гордостью заявлявшие: «Зачем изобретать велосипед?». Но творчество в том и заключается, чтобы изобретать что-то новое, уверен Свят Мурунов. Впрочем, он не осуждает российских креативщиков, считая, что для создания чего-то нового необходимы определенные условия. А их в стране пока нет. «Для развития креативной экономики нужна поддержка государства и бизнеса, — говорит он. — У нас нет ни того, ни другого. Государство просто не поспевает за скоростью развития креативной экономики, а бизнес в России сформировался столь стремительно, что для него в условиях кризиса главная цель сохранится, чтобы зарабатывать, развивать что-то новое он не готов. Между тем, отличительная особенность креативного человека – он зарабатывает только на том, что ему интересно. А у нас никто не верит, что можно зарабатывать на культуре, на творчестве, на вдохновении». А завершил он свое выступление тем, что первый креативный город в России построил Петр I.
Последующие выступающие – основатели и владельцы креативных пространств, в основном, подтвердили тезисы модератора. Президент Ассоциации «Центр развития творческих индустрий», создатель креативного пространства «Ткачи» Дмитрий Мильков согласился с тем, что креативщики – это люди, которые занимаются тем, что они хотят и любят делать. И отметил, что сегодня некогда креативный город превратился в город консерваторов, в котором поддерживается традиционная культура. Пот ому и туризм развивается не слишком быстро. «Беда в том, что руководство города считает Петербург самым прекрасным городом на земле, и не стремится его развивать, — говорит он. – Между тем, помимо классических музеев в городе достаточно креативных пространств – Ткачи, Этажи, Тайга и др., большое количество джазовых клубов. В свое время Манчестер привлек туристов именно своими клубами. А Петербург ничего не предлагает, кроме Эрмитажа и Русского музея».
Основатель Люмьер Холла Евгений Гудов рассказал о создании необычного пространства в простоявшем без дела газгольдере – мультимедийных выставках. Уже были представлены полотна Рериха, Ван Гога, Фриды Кало. В январе во второй раз запустят выставку Айвазовского. А к июню следующего года они планируют создать в газгольдере самый большой в мире планетарий. Оборудование уже практически полностью закупили, осталось согласовать его установку с чиновниками и смонтировать.
Руководитель департамента экономического анализа и исследования Института территориального планирования «Урбаника» Евгения Арефьева поделилась с присутствующими опасениями, что серый пояс Петербурга застроят жильем, снеся попутно исторические памятники, либо существенно из изменив, вместо того, чтобы поступить так, как это сделали в Европе. Там промышленные здания отдали под креативные пространства. По ее словам, креативную экономику невозможно перевести в цифры, так как она развивается в тени, а органы госвласти умеют работать только с цифрами. Вместо того, чтобы помочь креативщикам выйти из тени, взяв их под свое крыло, чиновники просто закрывают глаза на этот новый вид экономического развития.