Одним из самых известных проектов в рамках общественно-делового комплекса «Лахта центр» станет детский Центр занимательной науки, при создании которого был учтен опыт других детских центров Петербурга — Оптимуса, Лабиринтума, Умникума, проанализирована накопленная мировая практика. Основная цель создания детского Центра занимательной науки — преодоление ситуации потери интереса молодежи к сложному техническому образованию. Петербургский детский центр должен создать дополнительные возможности для подготовки талантливых инженеров, одаренных программистов, победителей предметных олимпиад, просто поддержания высокого уровня массовой подготовки кадров для высокотехнологических отраслей — математики, физики, химии, биологии.
Петербург по праву может именоваться не только культурной, но и научной столицей России. Ведь именно здесь была основана Российская академия наук. Именно здесь трудились выдающиеся ученые — от Ломоносова до Алферова — открывавшие мировой науке новые горизонты. Однако, чтобы российская наука по-прежнему оставалась передовой, новое поколение исследователей и конструкторов нужно воспитывать еще со школьной скамьи. Помочь этому призван проект «Газпрома» по созданию Центра занимательной науки, который станет составляющей комплекса «Лахта-центр».
Развитие детских научных центров – актуальная мировая тенденция, которая активно развивается на протяжении вот уже сорока лет. В каждом крупном городе Европы, Америки и Китая созданы впечатляющие Эксплораториумы, большие и малые Центры науки и технологий для детей.
Можно перечислить такие крупнейшие детские центры, как парижский Город науки, лондонский Музей науки, берлинский Спектрум, мюнхенский Музей техники, амстердамский центр Немо, хельсинкский Эврика, валенсийский Музей науки, варшавский Коперникум, тартусский АХАА-центр. В США, начиная с бостонского Эксплораториума, можно насчитать несколько десятков подобных детских центров практически во всех штатах. А в Китае, помимо стандартных Музеев современных технологий в каждом городе-миллионнике, построены два крупнейших Центра наук и технологий для детей – в Шанхае и в Гуанчжоу. Каждый из них включает десятки зданий и циклопических конструкций. По этому же пути движутся ведущие арабские страны и государства Юго-Восточной Азии.
Россия, к сожалению, пока отстает от этой мировой тенденции. В Петербурге в 30-40-е годы прошлого века работал Дом занимательной науки Перельмана. В воспоминаниях десятков крупных ученых, конструкторов, изобретателей можно прочитать, что первый интерес к науке и технике они получили именно в этом детском научном центре Петербурга (тогда это в шутку называлось «прививкой острого перельманита»). Увы, после ленинградского Дома занимательной науки шестьдесят лет в этом направлении практически ничего не делалось.
Ситуация начала меняться совсем недавно. В Петербурге появились детские центры Оптимус, Лабиринтум, Умникум. Но этих проектов явно недостаточно ни по охвату аудитории, ни по масштабу для того, что бы решить существующие образовательные задачи.
Активное развитие детских научных центров за рубежом объясняется тем, что проблемы, решаемые ими, были признаны не просто актуальными, но критически важными для будущего развития образовательной системы. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев зарубежные детские центры создавались на принципах государственно-частного партнерства с преобладающей долей бюджетного финансирования.
Государственные вложения в такие проекты объясняются просто — вернуть капитальные затраты на детские центры науки зачастую невозможно. Более того, почти никогда не удается покрывать оперативные расходы на их содержание. Здесь, как это часто бывает, возникает понятное противоречие: либо вы много тратите на методическое обеспечение, усиливаете образовательную компоненту, снижаете цены на входные билеты и тогда получаете важный социальный плюс, но серьезный финансовый минус. Другой вариант — экономя на персонале и методиках, усиливая развлекательные активности, делая упор на дизайне и оформлении для привлечения сравнительно обеспеченной публики, вы оказываетесь коммерчески успешными, но малоценными с точки зрения популяризации науки и технологий. Поэтому детские центры с усиленной научной, а не развлекательной составляющей – это в большей степени социальные инициативы, нежели коммерческие.
Проект детского центра занимательной науки в Петербурге в рамках комплекса «Лахта центр», задуман именно как важнейшая социально-значимая инициатива. Задача разработчиков нового детского центра науки в Петербурге — взять наиболее удачные проектные, дизайнерские и эксплуатационно-методические решения, накопленные мировым и отечественным опытом.
В то же время, «лахтинский» проект будет абсолютно уникальным и самобытным. В нем будет не просто присутствовать российская научно-образовательная специфика. Часть интерактивной экспозиции будет выстроена на петербургской тематике: планируется и широко представить разделы, отражающие достижения выдающихся ученых Петербурга, и модули, посвященные основным научно-производственным кластерам города (судо- и автомобилестроение, оптоэлектроника, информационные технологии, телекоммуникации, транспорт, медицина и т.п.). Важное решение — присутствие в детском центре ведущих технических университетов – через стенды и тренажеры, а также через мастер-классы и научные шоу.
Отличительная особенность создаваемого в Петербурге центра занимательной науки – это интеграция в него целой системы «продолженных» активностей, которые могли бы поддержать интерес к науке у тех школьников, которых заинтересует основная экспозиция. Ведь не секрет, что эффективность центров формата «образование + развлечение» зачастую не слишком высока из-за отсутствия в них следующих шагов после начальной мотивации. В новом детском центре для желающих в амфитеатровых аудиториях будут организованы очные и дистанционные научные лектории, в лабораторных модулях планируются групповые мини-исследования, на базе Центра могут функционировать образовательные теле- и интернет-каналы. Здесь же появляется возможность на совершенно ином уровне проводить олимпиады и другие интеллектуальные состязания: чемпионаты по программированию, соревнования роботов, конкурсы лазерных и цветомузыкальных инсталляций. Элементы всех перечисленных инициатив имеются в лучших зарубежных аналогах, но системно они не представлены нигде. Именно поэтому новый детский центр науки в Петербурге претендует на абсолютную уникальность.
Создаваемый детский центр уже вызвал серьезный интерес научной общественности Петербурга. Разрабатываются совместные формы работы с ведущими вузами, программы для системной работы питерских университетов с профильными классами детского центра, ведется поиск возможностей для размещения в новом комплексе не только научно-развлекательного, но и серьезного учебно-исследовательского оборудования.
При реализации всех этих инициатив новый детский центр в Петербурге может стать действительно знаковым, «фирменным» питерский брэндом, подтверждающим статус нашего города как культурной и научной столицы России.