ПАО «Ленгипротранс» завершило первый этап проектных работ (предпроектные проработки) по организации беспересадочных пассажирских железнодорожных перевозок из аэропорта «Пулково» к Витебскому вокзалу. Поручение о выполнении этих работ было дано вице-губернатором И.Н.Албиным в рамках рабочих совещаний с профильными комитетами Администрации Санкт-Петербурга и ОАО «РЖД».
«Витебский» вариант станет альтернативным разработанному в 2011 году «Ленгипротрансом» по заказу Правительства Санкт-Петербурга и ОАО «РЖД» варианту организации пассажирских перевозок в аэропорт с Балтийского вокзала (станция метро «Балтийская»).
В качестве существенных преимуществ организации перевозок пассажиров в аэропорт «Пулково» от Витебского вокзала признаны следующие факторы:
– отсутствие необходимости коренной реконструкции существующих станций и перегонов Октябрьской железной дороги;
– отсутствие грузового движения на путях Витебского направления, используемых для пассажирского движения, что в перспективе позволит повысить маршрутную скорость пассажирских поездов;
– расположение Витебского вокзала возле станций сразу двух разных линий метрополитена – «Пушкинская» 1-й линии и «Звенигородская»5-й линии;
– расположение Витебского вокзала непосредственно в историческом центре Санкт-Петербурга;
– наличие организованного парковочного пространства на территории, непосредственно прилегающей к вокзалу;
– наличие значительного количества коротких и быстрых наземных транспортных связей от вокзала до большей части исторического центра города;
– возможность в перспективе организовать дополнительную промежуточную остановку на станции метро «Купчино» 2-й линии, что позволит обеспечить прямую пересадку между электропоездами в аэропорт и тремя из пяти линии метрополитена.
Стоимость реализации «Витебского» варианта, по предварительным оценкам, сопоставима с «Балтийским» вариантом. Вопрос предварительно согласован с Октябрьской железной дорогой.
В проработках «Ленгипротранса» показана принципиальная возможность сохранения объемов пригородного движения на существующей линии (81 пара пригородных поездов в выходные дни летнего периода) с интеграцией дополнительного тактового движения в аэропорт (39 и даже 57 пар поездов в сутки соответственно для интервалов 30 и 20 минут). Получены рекомендации об организационных и реконструктивных мероприятиях для ОАО «РЖД», необходимых для запуска тактового движения.
Расчётным вариантом на данный момент является примыкание новой линии от аэропорта в районе станции «Шушары» Витебского направления Октябрьской железной дороги с интервалом тактового движения электропоездов 20 минут. Время хода электропоездов отВитебского вокзала до аэропорта «Пулково» составит не более 25 минут.
До 15 июня «Ленгипротрансом» будет выполнен 2-й этап проектных работ — основные проектные решения на строительство и примыкание новой линии. В составе этой работы на основании укрупнённых показателей будет определена ориентировочная стоимость строительно-монтажных работ, а также подготовлены материалы для разработки и согласования градостроительной документации и проекта планировки территории. Разработку проекта планировки нового линейного объекта планируется осуществить до 1 октября 2016 года.
После определения принципиальных проектных решений и стоимости строительства Правительство Санкт-Петербурга планирует объявить конкурс на реализацию проекта на основе концессионного соглашения. Не исключается также возможность того, что компании — инвесторы выступят с самостоятельной инициативой реализации проекта.
«Пассажиропоток, обслуженный аэропортом «Пулково» в 2015 году, составил около 13,5 млн человек, в перспективе ожидается развитие дальнемагистральных маршрутов и рост пассажиропотока до 22 млн человек. В весенне-летнюю навигацию 2016 года из аэропорта «Пулково» планируется запуск рейса одной из крупнейших китайских авиакомпаний China Eastern в Шанхай, возобновится рейс АК «Россия» в Пекин, увеличится частота рейсов на период туристического сезона в Юго-Восточную Азию — Пхукет, Бангкок, Сеул, Пунта-Кана. Ведется работа по увеличению чартерных направлений из Китая в Санкт-Петербург. Организация удобной беспересадочной связи между центром Петербурга и аэропортом – актуальная задача, и Правительство рассчитывает найти достойного инвестора в качестве партнера по проекту железнодорожного экспресса», комментирует ситуацию вице-губернатор Игорь Албин.
Специалисты отмечают, что «Аэроэкспресс» – наименование, принадлежащее проекту железнодорожного сообщения Москвы с аэропортами, и если проект в Петербурге будет реализован другими инвесторами, ему потребуется собственное название. Среди рабочих вариантов: «А-экспресс» – потому что первый, но не последний в городе, «Пулковский экспресс» – как географическое определение направления, «Царскосельский экспресс» – как новая история первой железной дороги в России, и другие.