Центральный банк России и МВД предупреждают россиян о новой схеме телефонного мошенничества. Обращения опубликованы 22 января на сайтах организаций.
Мошенники теперь, звоня гражданам, представляются сотрудниками полиции или других правоохранительных органов и сообщают о том, что в отношении собеседника возбуждено уголовное дело по заявлению Центробанка (Банка России). Таким образом злоумышленники пытаются получить у клиентов кредитных организаций персональные данные, данные платежных карт, сведения о совершенных по карте операциях и так далее. В дальнейшем эта информация используется для хищения денег со счетов граждан.
В МВД России разъяснили, как действуют правоохранительные органы в случае возбуждения уголовного дела.
«В случае возбуждения уголовного дела в отношении гражданина на почтовый адрес по месту его проживания официально направляется повестка о вызове в отдел полиции к следователю или дознавателю. Повестка может быть направлена как в рамках возбужденного уголовного дела, так и в рамках доследственной проверки, проведения иных процессуальных действий. Если во время телефонного разговора незнакомец ссылается на инициированное Банком России уголовное дело – это злоумышленник. Уважаемые граждане, если вам позвонили и представились сотрудником полиции или других правоохранительных органов, свяжитесь с дежурной частью указанного собеседником подразделения и уточните, действительно ли он проходит там службу. Не следует передавать неизвестным лицам конфиденциальную информацию о своих счетах и банковских картах», – сказала официальный представитель МВД России Ирина Волк.
В свою очередь в Центробанке сообщили, что банки уже проинформированы об увеличении количества случаев телефонного мошенничества с использованием такого сценария. Кредитным учреждениям рекомендовано учитывать его при организации работы службы поддержки клиентов, а также предупреждать граждан о рисках разглашения персональных данных и данных платежных карт.
«Банк России обращает внимание, что не подает заявления в правоохранительные органы в отношении операций без согласия клиентов кредитных организаций. Если во время телефонного разговора незнакомый человек ссылается на инициированный Банком России уголовный процесс — это злоумышленник. Также регулятор напоминает, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать по телефону незнакомым людям персональные данные или данные платежной карты, под каким бы предлогом их ни пытались узнать и кем бы ни представлялся собеседник», — сообщает регулятор.