В Петербурге не хватает около 10 тысяч мест в общежитиях, чтобы обеспечить иногородних студентов жильем. Вместе с тем, городские статисты отмечают, что число универсантов с каждым годом растет в геометрической прогрессии и в некоторых вузах число иногородних первокурсников приближается к 70% от общего числа учащихся.
В Межвузовском студенческом городке в Московском районе Петербурга живут 10 тысяч студентов из сорока городских государственных вузов. Условия сносные, но до мировых стандартов далеко: 18-метровая комната рассчитана на четверых, удобства совместные.
Директор комплекса Иван Феклистов сообщает, что в студгородке досрочно завершается строительство еще двух корпусов и в 2014 году будет заложен еще один корпус площадью 90 тысяч кв.м, в котором студентам предстоит заселяться уже не в комнаты, а в 1-2-х комнатные квартиры. Но это, увы, не решает общегородскую проблему. Остается необходимость строить кампусы. И для этого городу, видимо, придется осваивать окраинные территории, а то и договариваться с Ленобластью.
Трехсторонний меморандум о сотрудничестве в создании образовательного кластера был подписан еще в 2013 году между правительством Ленобласти, Группой компаний NAI BECAR и двумя петербургскими вузами — Государственным университетом морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и Санкт-Петербургским государственным экономическим университетом.
Причем землю в Кудрове Ленинградская область готова предоставить бесплатно и помочь с инфраструктурой, а создание кампуса будет осуществляться в рамках государственно-частного партнерства, а сейчас предстоит перевести земли общей площадью в 326 га из лесных угодий в земли офисно-деловой застройки и оформить границы земельных участков. Этот процесс предполагается завершить весной.
Пока еще в ГК NAI BECAR разработаны эскизный проект и финансовая модель будущего гигантского кампуса. Разработчики при этом уверены, что без федеральных средств при реализации столь масштабного проекта не обойтись, и надеются, что в процессе стройки государство профинансирует создание инженерной инфраструктуры. Также необходимо строительство станции петербургского метро «Кудрово».
Вторым источником финансирования проекта станут частные инвестиции, третьим -средства от продажи зданий ВУЗов в Петербурге. Руководство Санкт-Петербургского государственного экономического университета еще в 2012 году заявляло о намерениях построить новый кампус за границами Кольцевой автодороги, а здания в городе, кроме исторического здания на набережной канала Грибоедова, — продать. Этот университет был образован из трех известных экономических вузов города — Финансово-экономического университета, Инженерно-экономического университета и Университета сервиса и экономики. Общая площадь недвижимого имущества составляет 300 тысяч кв.м и находится в разных районах города, в том числе и в историческом центре. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова обладает 600 тысячами кв.м недвижимого имущества, также разбросанного по всему Петербургу — от поселка Стрельна до Васильевского острова. Этот университет также не так давно получился в результате слияния Академии имени адмирала С.О.Макарова и Университета водного транспорта. Общая стоимость недвижимого имущества двух новоявленных огромных университетов приближается к 60 млрд рублей.
Предполагается, что проект будет реализовываться с 2017 по 2037 годы. Высота зданий кампусов не будет превышать 5 этажей, а окупить проект планируется за счет создания арендного жилья в кампусе.
Будет ли у нас под боком собственный Оксфорд XXI века — покажет время.Но в мире создаются крупные кампусы, наподобие того, о котором мечтают два новых-старых петербургских университета. К 2018 году завершится строительство кампуса Педагогического института в Цюрихе — в новом городском квартале. Там, помимо студенческого жилья, разместят отели, рестораны, кафе, рекреационную зону, 400 квартир. К 2037 году построят кампус Корнельского университета на острове Рузвельта на реке Ист-Ривер в США, там также предусмотрено почти 200 тыс. м кв. жилья с соответствующей инфраструктурой.
Создание университетских кампусов — традиция мировая. В Петербурге, тогда еще в Ленинграде, первой попыткой такого рода было создание кампуса Ленинградского университета в Старом Петергофе. В результате ВУЗ оказался разорванным на две части, а студенты, которые живут в Петергофе и учатся в городе, ежедневно преодолевают путь «общага-вуз», который занимает около двух часов в один конец
Андрей Филатов