За рубежом граффити уже давно превратилось из дворового хулиганства в самостоятельный вид искусства. Сейчас его готовы признать и петербургские власти. 20 августа временно исполняющий обязанности губернатора Петербурга Георгий Полтавченко поручил вице-губернатору Владимиру Лавленцеву составить список мест в каждом районе, где можно было бы без ущерба для эстетики городской среды разместить произведения граффитистов. Глава города планирует встретиться и с самими художниками, чтобы обсудить детали будущего общегородского арт-проекта.
Важным шагом к признанию граффити стал запрет администрации закрашивать потрет Виктора Цоя, который художники из группы HoodGrafTeam нарисовали на стене в память о музыканте. «Чудеса, неужели кто-то из городской администрации начал прислушиваться к нам?» — удивляется один из художников группы HoodGraff, авторов работы.
В Петербурге многие образцы граффити на стенах домов уже превратились в признанные городские достопримечательности. В их числе, к примеру, «Скейтеры» возле площадки для скейтбординга на Введенской улице. Их автор – легенда стрит-арта, художник из Нью-Йорка, который творит под псевдонимом Futura. Ещё один масштабный граффити-объект – стена дома на проспекте Маршала Новикова высотой 35 метров, разрисованная художниками от земли до крыши. Это огромное граффити появилось с разрешения петербургских властей в 2008 году в рамках фестиваля «Meeting of Styles», и с тех пор периодически подновляется.
«Сейчас, если сравнивать с прошедшими временами, некий пик развития: в граффити-культуру и стрит-арт пришло очень много талантливых ребят» – считает московский художник-граффитист первой волны Алексей Суханов. Действительно, порой петербургские дворы превращаются в импровизированные залы граффити-искусства. Таков, например, двор на Литейном, 61, где огромные пространства-«колодцы», покрытые рисунками, создают ни с чем не сравнимую атмосферу. Сделать две одинаковые фотографии этой неформальной достопримечательности Петербурга невозможно: граффити на стенах постоянно перерисовываются, закрашиваются и изменяются, проживая яркую, но короткую жизнь.
«Ты особо не задумываешься, когда рисуешь граффити, просто хочешь выразить себя и своё видение, заявить миру о себе как о художнике» — заявляет французский граффити-художник и иллюстратор Zoer. В отличие от творения на бумаге, граффити могут увидеть тысячи людей, которых удивит, порадует или даже разозлит новый рисунок. Зачастую именно это вдохновляет художников-граффитистов, которые иногда заявляют, что им всё равно, как оценят их работу знаменитые мастера кисти и акулы пера. Если «нелегальные» изображения на стенах в большинстве своём уничтожаются муниципальными службами, то картины, созданные профессиональными художниками, напротив, становятся предметом гордости и властей, и местных жителей. В их числе, например, граффити «Белый замок», одна из работ мастерской архитектурной графики «Арт-Фасад», нарисованная на стене обычной трансформаторной будки у входа в детский сад в Нарвском районе Петербурга. К этому изображению часто приходят туристы, чтобы полюбоваться и сфотографироваться на память – не говоря уж о том, что малыши с удовольствием ходят в такой жизнерадостный детский сад.