Каково это – руководить таким огромным образовательным учреждением, как школа № 469? Наш корреспондент побеседовал с директором учебного заведения – Юлией Александровной Купоровой, которая очень напоминает героиню Веры Алентовой в фильме «Москва слезам не верит». Только в отличие от Катерины Тихомировой, которая «управляла 3000 людьми на заводе», Юлия Александровна «управляет» почти таким же количеством учеников.
— Вы же не только директор, но и педагог?
— Да, преподаватель истории, учитель высшей категории.
— Преподаёте сейчас?
— Нет, не преподаю с 2019 года, с тех пор, как получила новую школу. Иногда хожу на замещения.
— Поменялись ли дети? Сейчас многие говорят о смене поколений. Как Вы со своим стажем оцениваете ситуацию?
— Дети не меняются, меняются родители. Родители становятся потребителями. Родителям школа теперь слишком много «должна», к сожалению: не только образование, но ещё и присмотр, уход до вечера. Дети всё те же. И возможностей для них много, много внеурочной деятельности – но, опять же, родители зачастую считают, что их детям этого не нужно.
— Вы всегда хотели стать директором?
— Нет, это вышло случайно. Меня выдвинул коллектив, при сложившихся определённых обстоятельствах, я работала учителем здесь. До этого я 15 лет трудилась в сельской школе, в месте, где родилась и выросла, под Выборгом. Я отучилась в педагогическом институте имени А. И. Герцена и вернулась на малую родину, чтобы работать в школе. Уехала снова в Петербург, когда дети поехали получать высшее образование.
— Ваши дети тоже получили педагогическое образование и работают в школе?
— У нас вся семья учителей, у меня две дочери, они обе работают в школе. Старшая – завучем и преподаёт музыку ещё, младшая – учителем физической культуры. Старшая – здесь, в Петербурге, младшая – в Подмосковье, куда переехала с мужем. Учились они в этой школе, кстати.
— Как так получилось, что одна дочь преподаёт творческий предмет, а вторая физическую культуру?
— А вот так получилось, у меня совершенно разные дочери (смеётся)
— А не было в вашей семье такого стереотипа, что учителя физической культуры – это, мол, неудавшиеся спортсмены, несерьёзная профессия?
— Нет, она этого очень хотела. Она отучилась в институте имени Герцена, хотя проходила по баллам в более престижный спортивный ВУЗ – университет имени Лесгафта. Она целенаправленно пошла на это направления и в институт имени Герцена, хотела учиться в месте, где учились мама с папой. Сейчас по распределению с мужем уехала в Подмосковье. Работает в школе и абсолютно счастлива.
— Вы с мужем оба учились в институте имени Герцена?
— Да, там хорошая школа педагогики; мой муж, кстати, тоже преподаёт историю.
— А школьное образование, система школьного образования, на Ваш взгляд, меняется в лучшую или худшую сторону?
— Система просто меняется – но всё зависит от учителя, а не от системы. Учитель, который хочет учить, который любит свой предмет и детей, обучит их в рамках любой системы, какой бы она ни была – плохой или хорошей.
— Насколько тяжело в рамках такого огромного, развивающегося и растущего микрорайона, как «Северная Долина», стоять у руля образовательного учреждения?
— Очень тяжело. Я начинала, когда в школе учились 102 ребёнка, сейчас их – 2608 во всём комплексе, но мест для всех желающих всё равно не хватает. Ко мне постоянно подходят родители на улице, в магазинах, приходили домой. Пришлось даже переехать с Парнаса, потому что я перестала чувствовать себя комфортно. Я стала знаменитостью среди родителей, бабушек и дедушек учеников, а это тысячи человек – и многим из них что-то от меня было нужно.
— День учителя у вас здесь отмечают?
— Конечно! Организовываем «день самоуправления». Старшеклассники в этот день становятся учителями. Не знаем, получится ли провести праздник в этом году из-за пандемии, но дети очень хотят и ждут этого дня. Это приятный праздник, мы, учителя, его тоже ждём. К сожалению, дети готовы выражать свою благодарность учителям только в один день. (смеётся) Ну ещё, как правило, на последний звонок.
— Вы уже привыкли к реалиям пандемии коронавируса?
— Сейчас уже привыкли. Сначала был хаос, но сейчас всё пришло в норму. Занятия проходят очно, дети сидят по кабинетам. Многим родителям это не нравится – они хотели бы, чтобы дети учились дистанционно или в «смешанной системе», но я считаю, что это неправильно.
— Считаете, что дистанционная форма обучения неэффективна?
— Да, я так считаю, дети должны учиться в школе. Хотя всё зависит, конечно, от преподавателя и от ребёнка – от его коммуникабельности и готовности учиться. Хотя в очном формате тоже бывает неладно. Детей много, они тут со всей России – и не только из России. Иногда возникают конфликты. Разные бывают дети и разные родители.
— Вызываете к директору?
— Бывает, конечно. Из-за поведения обычно или из-за пропусков, но я слишком мягкий директор, привыкла со всеми разговаривать и договариваться. Я ко всем отношусь так, как хотела бы, чтобы относились ко мне. И это работает. Все те, к кому я обращалась за помощью, мне помогали всегда. Отказываю я сама людям только тогда, когда понимаю, что не в силах помочь. Сейчас довольно часто это делаю – отказываю в приёме в школу. Люди меня никогда не подводили, а люди из моего коллектива – тем более.
— А коллектив здесь большой?
— 204 учителя, технический персонал и сотрудники охраны. Безопасность – это актуальная сейчас тема, и мы стараемся обеспечить хорошей системой безопасности школу. У нас есть видеонаблюдение, проходная система с турникетами и охранниками. Очень важно сделать безопасным пребывание всех в школе. А что касается учителей: пришло много молодых специалистов, это радует, а студенты ВУЗов всё чаще проходят у нас практику.
— А сразу по человеку видно, сможет он работать с детьми или нет?
— Сразу. Не бывает такого, что «стерпится – слюбится». Детей обмануть невозможно: они, извините за сравнение, как собаки – сразу чувствуют страх. И многие начинающие учителя боятся детей, многие хотят отсидеть время и уйти, многие не готовы зарабатывать столько, сколько платят в школах.
— В чем инновационность школы, что здесь есть такого, чего нет у других?
— Ну, во-первых, хочется отметить центр цифрового образования. Пандемия нам, к сожалению, всё «поломала», и мы не смогли открыть его в полном объёме. У нас трудности с подбором кадров, потому что не все готовы идти на школьную зарплату, а в области цифровых технологий специалистам обычно платят хорошо. Для того, чтобы всё функционировало так, как мы бы хотели, нужны высококвалифицированные кадры, хотя мы уже выходим из этого положения. Центр цифрового образования предполагает новые цифровые образовательные ресурсы. У нас есть VR-технологии, 3D-моделирование, а ещё специализированные классы углублённого изучения физики, химии и биологии и компьютерные классы с новейшей техникой. Школа у нас прекрасная, красивая, огромная и оснащённая по последнему слову техники, но нам всё равно тяжело. Начальных классов невероятно много, нам нужно как-то распределять нагрузку, сделать это можно, только переведя часть детей них в другие учебные заведения, а следующую школу обещают открыть через пару лет. Надеюсь, справятся раньше, потому что очень не хотелось бы работать в две смены. Сейчас мы работаем в одну смену – и, надеюсь, так и будет, а со всеми трудностями сегодняшнего дня мы уж точно справимся.
Беседовал Р.Д., специально для газеты «Муниципальное образование Парголово»
Кстати:
Первого сентября, в МО Парголово был открыт новый, третий по счёту, корпус 469-й школы, расположенный на улице Фёдора Абрамова, 20, корпус 2. Здание четырёхэтажное, и рассчитано оно на 825 учеников – потоки ребят младших и старших классов здесь разделены.
В общей сложности это четвёртое общеобразовательное учреждение в новом микрорайоне «Северная Долина» у метро «Парнас»; район активно застраивается компанией «Главстрой Санкт-Петербург». Застройщик приступил к строительству учебного заведения в марте 2020-го, тогда как второй корпус этой школы (на ул. Фёдора Абрамова, 16) был открыт два года назад.
Помимо гигантских размеров, удивляет школа тем, что в центре (на втором этаже) нового здания расположен актовый зал по типу амфитеатра на целых 700 мест. Удивляют и размеры столовой для детей. Учебные классы здесь оборудованы специальными интерактивными досками. Фасады и внутреннюю отделку выполнили в природной цветовой гамме. Общая площадь здания составляет 20 600 квадратных метров. Имеются подъёмники и лифты, нанесена специальная тактильно-визуальная разметка, то есть школа полностью соответствует требованиям «доступной среды». Здесь могут комфортно чувствовать себя дети с ограниченными возможностями здоровья.
К тому же, 469-я школа – абсолютный рекордсмен по количеству первых классов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – здесь их целых 16, то есть в этом учебном заведении есть 1 «К» и 1 «О» класс. Вообще учеников начальных классов здесь особенно много, а вот 11 класс всего один. Руководство школы надеется, что выпускники начальной школы пойдут учиться дальше уже в другие школы, которые к этому времени построят в МО Парголово.
На первом этаже нового школы № 469 обустроены два бассейна: 25-метровый – для учеников средних и старших классов – и второй поменьше, 10-метровый – для учащихся начальной школы. Стены большого и малого спортивных залов обшиты специальными акустическими панелями, подавляющими шум.
На пришкольной территории расположен большой спортивный стадион с футбольным полем, баскетбольной и волейбольной площадкой. Рядом – прямая беговая дорожка с мягким покрытием, площадки для гимнастики и подвижных игр.
В школе углублённо изучают физику, химию и биологию, также здесь сделан акцент на цифровые технологии – детям дают знания по программированию, 3D-моделированию, VR-разработкам и другим направлениям, которые так актуальны в век цифровых технологий.
Строительство микрорайона «Северная Долина» в МО Парголово началось двенадцать лет назад. За это время сданы и заселены пятнадцать очередей проекта общей площадью более 2 миллионов квадратных метров. В июле компания начала строить ещё шесть социальных объектов. Помимо четырёх школ в «Северной Долине» уже готово шесть детских садов. Следующая школа должна открыть двери для учеников в 2023 году.