В день открытия V Петербургского международного газового форума в Петербурге торжественно финишировали участники автопробега газомоторной техники «Газпрома» «Газ в моторы!». Так необычно приветствовала участников форума, а заодно продемонстрировала экономическую эффективность использования природного газа на транспорте компания «Газпром газомоторное топливо».
Проделав сообща 27 618 км пути, 13 автотранспортных средств, в основном магистральных – грузовики-дальнобойщики, междугородние автобусы – водители истратили на топливо всего 84 000 рублей. Если бы они ехали на традиционном дизеле, то их затраты были бы в 2,5 раза выше. Но газомоторное топливо – это не только экономия, это еще и чистый воздух. На круглом столе «Газомоторное топливо. Новые рынки, новые возможности» выступила президент компании «Green Energy.Inc» Сесилия БоСанг Пак из Южной Кореи. Эта страна занимает лидирующее положение по переводу транспорта на газ, 80% всего автопарка страны передвигается на этом экологически чистом топливе. А все началось с того, что в 2002 году Сеулу отказали в проведении олимпийских игр из-за смога, почти постоянно покрывавшего город. Сейчас воздух в Сеуле чист и прозрачен, и в 2018 году здесь пройдут-таки олимпийские игры. Госпожа Пак поделилась своей мечтой: к олимпийским играм проложить новый коридор по поставкам газа в Южную Корею из России. Сегодня в общем объеме потребляемого страной газа российский составляет только 5%. А еще она предложила «Газпрому» помощь в реализации планов по переводу автотранспорта на газ, и глава «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачев принял это предложение.
Вообще Россию можно отнести к родоначальникам использования газомоторной техники. Об этом сообщил Михаил Лихачев. «В 1980-е годы в СССР построили первые газозаправочные станции, заложив базу для перевода техники на новый вид топлива», — отметил он. Впрочем, распад страны, сложные 1990-е и успешные нулевые способствовали тому, что об этой советской сети заправок благополучно забыли. Никому не нужная, она продолжала свое тихое существование, пока в 2012 году не было принято решение о переводе на более экологичный вид топлива грузового и пассажирского автотранспорта. «Газпром» начал с создания специализированного дочернего предприятия, модернизации своей автотехники и оприходования советских газозаправочных станций . Компания приняла программу по переводу собственного автопарка техники на природный газ, в соответствии с которой, доля газомоторной техники в структуре транспортного парка компании в 2015 году составит 30%, в 2017 году — 50%, к 2020 году — 70%. Только в прошлом году для нужд дочек компания закупила свыше 1600 единиц газомоторной техники.
На сегодня в России, по информации заместителя Председателя Правления ПАО «Газпром», председателя Совета директоров ООО «Газпром газомоторное топливо» Виталия Маркелова, действуют 270 автозаправочных станций, обеспечивающих машины двумя видами газового топлива – КПГ (сжатый газ) и СПГ (сжиженный газ), из них 211 (более 75%) принадлежат «Газпрому». А всего в мире 80 стран уже активно переводят транспорт на природный газ. Как правило, это междугородние автобусы и дальнобойные трейлеры, и их количество год от года растет. Если в 2013 году на газомоторном топливе передвигалось 17,7 млн автомобилей в мире, то в прошлом – 22,5 миллиона (+27%), а к концу года нынешнего ожидают рост до 30 млн. Главная причина даже не экономия (а газ стоит в 2-3 раза дешевле всех остальных видов топлива), а забота об экологии: выбросы СО2 при использовании метана в 10 раз ниже, чем при использовании бензина.
Процесс перехода на газомоторное топливо в России активизировался после того, как правительство РФ выпустило распоряжение № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива». В настоящее время депутаты Госдумы рассматривают законопроект, направленный на снижение требований промышленной безопасности к АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции). Он уже принят за основу и готовится ко второму чтению. Актуализированы требования пожарной и промышленной безопасности к объектам реализации газомоторного топлива и пересмотрены санитарные нормы на современные автозаправки. Таким образом, законодательная база для массового перевода транспорта на газ, почти готова.
Отобрано 10 пилотных регионов, в которых уже реализуется программа «Газпрома»: Татарстан, Башкортостан, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский и Ставропольский Края, Ростовская и Свердловская области. Активнее всего проект реализуется в Татарстане. Но и в Северной столице дело сдвинулось с мертвой точки. В сентябре правительство города включило инвестиционный проекта «Строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций» в число стратегических, что серьезно облегчит выделение земельных участков под АГНКС: их предоставят без торгов, целевым назначением. До 2018 года инвестор — ООО «Газпром газомоторное топливо» — планирует построить в Санкт-Петербурге 25 таких станций. Каждая на 600-650 заправок в сутки. Компания готова затратить на это благое дело 5 млрд руб. и создать 300 новых рабочих мест. В следующем году начнется строительство первых 10 станций. Но, как отметил Михаил Лихачев, компания готова к сотрудничеству с частными инвесторами. В США, например, все станции – частные, причем большая их часть принадлежит владельцам автопарков. Почему бы и российским автопаркам не поучаствовать в строительстве станций для себя? Ведь на этом еще и заработать можно, заправляя сторонние машины.