В Петербурге завершено формирование закона о бюджете на 2021 и плановые периоды 2022 и 2023 года. 6 октября документ будет представлен на заседании городского правительства, а затем попадет в городской парламент. Некоторые параметры будут уточняться ко второму чтению – после анализа текущей экономической ситуации в городе. Но уже сегодня можно сказать, что этот документ реально, а не фантасмагорически формируется на три года вперед. О чем и поведали 23 сентября на встрече с журналистами вице-губернатор Эдуард Батанов и глава комитета финансов Алексей Корабельников.
Про основные параметры 2021-2023 годов
Доходы бюджета на 2021 год сформированы в объеме 623,5 миллиарда рублей. (676,8 млрд на 2022 год и 712,3 млрд на 2023 год).
Расходы бюджета на 2021 год сформированы в объеме 710,6 миллиардов рублей (на 2022 год –731,2 млрд, на 2023 год –752,2 млрд.)
Как пояснили финансисты Смольного, рост доходов к откорректированным параметрам городской казны 2020 года составит 10 процентов. А расходной – только на 4%.
Постепенно в течение трех лет нужно сокращать сформировавшийся дефицит. Напомним, что в текущем году он перевалил впервые за всю историю отметку в 100 миллиардов и составил 111 млрд рублей.
В 2021 году дефицит планируется в сумме 87,1 миллиардов рублей. Далее будет постепенно понижаться. На 2022 год он запланирован в сумме 54,4 миллиарда рублей. На 2023 год – 39,8 миллиарда рублей.
«Заимствование – это то ружье, которое висело у нас на сцене долгие годы. Вот сейчас самое время из него бахнуть. Мы бахнули в этом году. Проще всего было сказать: «Ой, извините, денег нет, выкручивайтесь сами». И что бы мы тогда получили? Ну, прямо скажем, была бы картина апокалипсиса», — пояснил вице-губернатор Эдуард Батанов. Он и рассказал о том, что в документ будущего года попало, а что – выпало.
Кстати, по его словам, задачу о бюджете Петербурга в триллион рублей к 2024 году никто не снимал. Хотя к 2023 году он значится в объеме на 248 миллиардов меньше. Финансисты обещают к этому времени что-нибудь придумать. «По сусекам поскрести надо будет», — сказал Эдуард Батанов.
О пополнении городской казны 2020
Осенняя корректировка бюджета 2020 года на 15-20 миллиардов рублей в плюс будет в ноябре – декабре. Но это не значит, что деньги возьмут и всем раздадут. Эдуард Батанов сказал, что есть одно приоритетное направление, по которому будет допфинансирование. Но какое – он говорить пока не будет.
Что касается остального не тайного целевого назначения дополнительных средств, то деньги будут направляться на закрытие проседающих статей бюджета 2020.
Также до конца года будет найдено применение 10 миллиардам рублей, которые пока еще не потрачены из средств сформированного резервного фонда. Напомним, что при весенней корректировке он был увеличен на всякий случай до 30 миллиардов рублей. На неотложные нужды было потрачено около 20 миллиардов.
Как уже ранее сообщалось еще на «нулевых» чтениях, поступления по налогам идут в стабильной динамике. По одним налогам с положительной, по другим – с отрицательной, но стабильной динамикой. Напомним, что по данным на 7 месяцев текущего года в бюджет города поступило 319,7 млрд руб. налоговых доходов. Снижение составило 6,4%. От налога на прибыль платежей стало меньше на 13,5% — до 109,5 млрд, отрицательные показатели у имущественных налогов – на 7,3% до 28,8 млрд руб. Налоги на совокупный доход упали на 10,7% до 20,4 млрд руб. и поступления по акцизам снизились на 35%, до 2,9 млрд руб. Только НДФЛ показали положительную динамику на 1% — до 157,7 млрд руб. Как сообщил Алексей Корабельников, по данным на 8, 9 и даже 10 месяцев эта динамика и сохраняется.
Удивляет финансистов только одно: почему НДФЛ не упали, хотя о потере работы и о росте безработицы много говорилось с наступлением пандемии. Эдуард Батанов пояснил, что рост по НДФЛ планировался в 8 процентов. А составит 2-3%. И относительно докоронавирусных прогнозов — это падение. Но относительно реальной ситуации это рост: и зарплат, и объемов отчислений. Предполагается только одно логическое объяснение: те, кто встал на учет как безработные, дорастив показатели до 102 тысяч человек по городу, на самом деле безработными были и до пандемии. Просто в связи с тем, что за это стали платить хорошие пособия, наконец встали на учет.
Остальные падения остались падениями. Так налог на прибыль стабильно показывает минус 15%. Тем не менее, стабильная динамика оказалась лучше прогнозируемой ситуации. Поэтому и осенняя корректировка будет плюсовой.
Про то, что есть.
Объем АИП на 2021 год заложен на 85,9 миллиардов рублей. И объекты метро в ней есть. Пока заложено 7,4 миллиарда рублей. 5,1 из них – на строительство линии от станции «Казаковская» до «Обводный канал 2», включая проектирование до станции «Путиловская». 1,1 миллиарда – на строительство 1 пускового комплекса от станции «Спасская» до станции «Большой проспект» по линии, которая ведет до станции «Морской фасад». Еще почти 500 миллионов выделяется на ремонт эскалаторов на «Техноложке». Но это еще не все. Ко второму чтению объем финансирования на строительство метро в Петербурге планируют дорастить до 10 миллиардов рублей.
Еще есть расходы на начало строительства комплекса СКК. Планируется заложить порядка 5 миллиардов рублей. Но пока их в проекте не видно.
Есть расходы на проведение выборов – 451 миллион рублей. Напомним, что в 2021 году планируется проведение избирательных кампаний депутатов ГосДумы и ЗакСа. Всего содержание городской избирательной комиссии составит почти миллиард рублей – 926 миллионов. В то время как на 2022 год запланировано финансирование Горизбиркома всего на 479 миллионов рублей.
Есть Субсидия на увеличение уставного фонда ГУП «Петербургский метрополитен» – 100 миллионов рублей, СПб ГУП «Пассажиравтотранс» — 753 миллиона рублей и СПб ГУП «Горэлектротранс» – 427 миллионов рублей.
Несмотря на то, что в Конституции РФ его нет, а федеральное законодательство еще не откорректировано, Уставный суд в бюджете есть. На него выделено чуть более 100 миллионов рублей. Как обычно.
Есть бюджетные инвестиции в АО ЗСД. Больше 2,5 миллиардов по основной статье. И еще 2,2 млрд по АИП – на строительство развязок.
Бюджеты комитетов:
- по здравоохранению составит 103,4 миллиарда рублей. В текущем 2020 году после корректировки он утвержден в размере 108 миллиардов рублей.
- по образованию составит 18,9 миллиарда рублей (16,3 млрд в 2020 году).
- по культуре – 16,6 миллиарда рублей (17,3 млрд в 2020 году).
- по социальной политике – 76,2 миллиарда рублей (75,5 млрд в 2020 году).
На Администрацию губернатора выделяется 4,1 миллиарда рублей (3,6 млрд в 2020 году). Расходы на мобилизационную подготовку исполнительных органов власти при этом возрастут в два раза с 53 миллионов до 102 миллионов рублей.
Про зарплаты. Бюджетников, чиновников…
Проект бюджета сформирован исходя из действующего законодательства. Вот так Корабельников с Батановым уклончиво ответили на вопрос журналистов, сформированный документ бюджета учитывает увеличение расчетной единицы госслужащих и работников бюджетной сферы в 2021 году, или нет. Предложил посчитать самостоятельно. А как – не сказал.
Ясно одно. Был проект про заморозку расчетной единицы на уровне 1410 рублей вместо 1465 рублей. Однозначно о его положительной судьбе сказано не было. Об отрицательной тоже. При уточнении темы, финансистами было обозначено, что в городе гораздо больше бюджетников, чем чиновников и их интересы надо соблюдать в первую очередь.
По неофициальной информации, при выделении средств на зарплаты учитывается еще и оптимизация кадров, которой вроде как нет. Но которая вроде как кое-где и прошла.
Пока представители СМИ по итогам загадочного разговора сделали выводы о том, что заморозки индексации расчетных единиц не будет.
Столь же неопределенным был ответ на вопрос о возможном росте тарифов на проезд в транспорте. Эдуард Батанов напомнил, что в прошлом году было увеличение стоимости проезда, которое на самом деле затронуло только гостей города и тех, кто разово пользовался услугами общественного транспорта, оплачивая проезд наличными средствами.
Про то, чего нет
Фонд капитального ремонта софинансироваться из бюджета города не будет, сказал Батанов. Все. И будет существовать на средства взносов, которые платят граждане. Будет ли увеличиваться тариф, пока неизвестно. Ранее из бюджета города на работы ФКР дополнительно выделялось порядка 3 миллиардов рублей. В рамках нулевых чтений от жилищного комитета был запрос на 3,5 миллиарда рублей. Но он не прошел.
Еще в бюджете нет средств на создание арт-парка «Тучков буян». Просто потому что проекта пока нет.
Не заложены прогнозируемые доходы от туристического сбора – потому что еще не принят федеральный закон, по которому сбор может быть введен в Петербурге – ранее он планировался в размере 100 рублей с туриста.
Ни одного слова «Авенариум+» в структуре расходов бюджета не найдено. То есть на эту организацию в бюджете 2021 года средств не запланировано. А раньше – выделялось много. И непонятно из каких соображений.
Нет и расходов на транспортную реформу. Известно, что ее решили отложить до 2022 года. На вопрос, нужна ли она вообще, Эдуард Батанов ответил однозначно: нужна.
И еще в бюджете нет того, что в принципе не планировалось. Например, финансирования горячих обедов для школьников начальных классов. Дело в том, что, когда 15 января во время послания президент России Владимир Путин дал установку на горячее питание для младших школьников, многие, по крайней мере в Петербурге, подумали про обеды. Ведь завтраки и так субсидировались из бюджета города на 70 процентов. Ежемесячно на них (оставшиеся 30%) в семье выделялось примерно по 300 рублей в месяц на ребенка. А вот обеды, которые сегодня стоят по 106 рублей, в месяц съедают порядка 2000 рублей на школьника. Но город реализовал поручение, установив именно завтраки полностью бесплатными. Таким образом, горячим питанием завтраками обеспечено 235 тысяч школьников. В среду 23 сентября на заседании ЗакСа было принято дополнение, по которому нуждающиеся в диетическом питании буду получать вместо завтрака денежную компенсацию.
Как сообщил Алексей Корабельников, на эти нужды по реализации послания президента и так к 2 миллиардам рублей было добавлено 3 миллиарда. То есть даже реализация этой доплаты повлекла за собой значительные финансовые вливания.
В аппарате вице-губернатора Эдуарда Батанова уточнили, что вопрос с бесплатными обедами просчитывался и прорабатывался. Но выяснилось, что на обеспечение ими младших школьников пришлось бы выделять дополнительно по 500 миллионов рублей в месяц. А на 9 месяцев это было бы 4,5 миллиарда рублей (больше половины среднего бюджета районной администрации). Такая сумма в разрезе социальных нужд даже в стабильные финансовые годы неподъемна сразу. А в кризисный год такие дополнительные траты были бы невозможными. Но это, впрочем, не отменяет, что на эту тему будут думать в следующие годы.
Или не будут.