Продолжается цикл мероприятий, напоминающих о памятных Павловских музыкальных сезонах. 18 ноября 2021 года в культурном центре «Вокзал Озерки» артисты Мариинского театра дали концерт, посвящённый творчеству Федора Ивановича Шаляпина и его выступлениям в Павловском музыкальном вокзале.
Вокзал Озерки имеет свою богатую культурную историю. Название концертной площадки напрямую связано с историей проникновения слова «вокзал» в нашу обыденную современную жизнь. Известно, что прежде «воксалами» называли увеселительные места, в которых проходили гуляния с танцами, маскарадами и фейерверками. Устроители Царскосельской железной дороги для привлечения пассажиров открыли на конечной станции в Павловске специальные гостиницы с буфетом и рестораном. Через несколько лет конечная станция Царскосельской дороги превратилась в одну из самых известных и престижных концертных площадок Петербурга. Выступить здесь мечтали многие прославленные композиторы, дирижёры и артисты.
Культурный центр «Вокзал Озерки» находится рядом с тем местом, где в своё время располагалось историческое здание вокзала в Озерках. Интересно, что музыкальный зал в северном пригороде Петербурга появился много позже Павловского музыкального вокзала — первой открытой для публики концертной площадки, где звучала оркестровая музыка, собиравшая большое количество почитателей. В Озерках создатели ориентировались на традиции, заложенные Павловскими музыкальными сезонами. Вокзал на севере Петербурга также стал важным звеном в формировании культурной жизни в России XIX века.
В связи с возрождением традиций Павловских музыкальных сезонов хотелось бы напомнить, что в октябре в Розовом павильоне ГМЗ «Павловск» выступил симфонический оркестр Консерватории Санкт-Петербурга под управлением заслуженного артиста России Алексея Васильева. Прозвучали произведения известного композитора и дирижёра Иоганна Штрауса, который десять сезонов подряд выступал в Павловском музыкальном вокзале.
Концерт в Культурном центре «Вокзал Озерки», посвящённый творчеству Федора Шаляпина, выступавшего на концертной площадке в Павловске в начале XX столетия, стал очередным ярким событием в культурной жизни современного Петербурга. Наиболее известны его выступления в сезоне 1912 года, когда артист часто бывал в популярном пригороде Петербурга и заполнял почти весь концерт.
Мероприятие носило как культурный, так и познавательный характер. В первой части прозвучали произведения из репертуара Федора Шаляпина, которые блестяще исполнили Нелли Абди – лауреат международных конкурсов, концертмейстер, пианист Мариинского театра, Александр Никитин – солист Мариинского театра и Дмитрий Турчанинов – лауреат международных конкурсов, член академии молодых оперных певцов Мариинского театра.
Вторая часть концерта оказалась открытой паблик-ток. В публичной дискуссии приняли участие зрители и артисты Мариинского театра. Была затронута тема актуальности сохранения культурных традиций.
«Конечно, было бы здорово возродить традиции Павловского музыкального вокзала, как общедоступной концертной площадки, где бы дебютировали новые имена. Известно, что Сергей Сергеевич Прокофьев свой первый фортепианный концерт и второй фортепианный концерт впервые исполнил на сцене Павловского музыкального вокзала», — напомнила Нелли Абди.
Участники обсуждения отмечали, что романс – этот вид искусства, возвышающий и возносящий чувство любви, чистоты и искренности, воспитывает у зрителей высокие чувства. Сегодня многие молодые исполнители обращаются к данному жанру.
Говоря о творчестве Федора Шаляпина, который не раз выступал на сцене Павловского музыкального вокзала, участники паблик-ток подчёркивали, что выдающийся русский бас был уникальным явлением своего времени. Его мощный голос, стать и то, что сейчас называют харизмой – все это позволило ему из сына обычной крестьянской семьи взрастить себя в Свете и войти в число величайших исполнителей всех времён.