Президент РФ и лидер «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) Владимир Путин обсудил с журналистами на Медиа-форуме проблемы СМИ. Глава государства обещал подумать о повышении экспортных пошлин на бумагу, увеличении рекламного времени на телевидении и бюджетных субсидиях для «Почты России» на доставку подписных изданий. При этом расходы местных властей на освещение своей деятельности в СМИ должны будут сократиться на 20%.
Второй Медиа-форум ОНФ прошел в Петербурге с 25 по 28 апреля. В нем приняли участие 300 журналистов, которые победили в конкурсе Фонда поддержки независимых региональных и местных СМИ «Правда и справедливость» (премия каждому из них составила 300 тыс. рублей). В последний день на пленарном заседании форума с акулами пера пообщался президент. Большая часть вопросов работников прессы касалась их профессиональных проблем. В частности, главе государства пожаловались на резкий рост цен на газетную бумагу, которая уже к марту порожала на 63%. По мнению медиа-менеджеров, это связано с тем, что курс рубля снизился, и производителям стало выгоднее экспортировать бумагу. Сейчас за границу вывозится около 70% произведенной в России бумаги, причем пошлинами она не облагается.
Путин подтвердил, что отечественные потребители покупают только треть из 1,7 млн т газетной бумаги, ежегодно производимых в РФ. Президент подчеркнул, что выпуском этой продукции занимаются всего четыре крупных предприятия, и они, наверняка, будут возражать против введения экспортных пошлин, утверждая, что это негативно скажется на бизнесе. Однако закрытие газет, на его взгляд, грозит стране не менее серьезными последствиями. В связи с этим, российский лидер пообещал подумать над введением экспортных пошлин на газетную бумагу.
Жизнь печатной прессы также усложнил рост тарифов «Почты России» на доставку изданий подписчикам. По словам директора издательского дома «Нижегородская правда» Татьяны Метелкиной, за последнее время он составил в разных регионах от 10% до 300%. Она попросила указать в законе «О почтовой связи», что доставка прессы является социальной функцией почты и при необходимости компенсировать ее из бюджета. «Надо посмотреть просто, сколько это стоит», — ответил Путин.
Метелкина также отметила, что недавно СМИ лишили льготы по единому социальному налогу, что существенно увеличило их издержки. Глава государства сказал, что рассмотрит данный вопрос, причем сделает это в ближайшее время, чтобы в случае возвращения льготы она была учтена в федеральном бюджете на 2016 год, проект которого скоро начнут готовить.
Доходы телекомпаний существенно снижает норма о том, что длительность рекламы не может превышать 15% эфирного времени. Поэтому президента попросили поднять эту планку до 30% или хотя бы разрешить во время передач и фильмов пускать рекламную бегущую строку. Однако первую идею Путин не одобрил. «Я редко смотрю, к сожалению, телевизор. Но, когда случается, и когда это, в свою очередь, прерывается рекламой, даже не буду вам вслух произносить, что я по этому поводу думаю. Думаю, что со мной согласны подавляющее большинство граждан РФ. Такая неформальная лексика», — признался он. К тому же, если какой-либо канал «переборщит» с рекламой, то зрители просто перестанут его смотреть, уверен лидер ОНФ. При этом бегущую строку, по его мнению, можно разрешить.
Кроме того, внимание президента обратили на то, что многие СМИ получают значительные средства из региональных и муниципальных бюджетов, взамен не критикуя действия местных властей. Так, в позапрошлом году администрация Сахалинской области планировала потратить 680 млн рублей на собственный пиар притом, что во всем регионе живет менее 500 тыс. человек (в марте этого года губернатор Сахалина Александр Хорошавин был арестован по обвинению в коррупции, после чего у него дома нашли 1 млрд рублей наличными и 800 ювелирных изделий, в том числе ручку стоимостью 36 млн рублей). В Якутии, численность населения которой составляет менее 1 млн человек, в 2014 году государственным СМИ выделили около 1 млрд рублей.
В ответ президент сообщил, что в прошлом году на поддержку СМИ из бюджетных средств по всей стране было потрачено 36 млрд рублей. В этом году предполагается выделить такие же ассигнования. При этом, по информации Министерства финансов РФ, средства на освещение деятельности региональных и местных администраций будут сокращены на 20%. Как считает Путин, процесс распределения этих средств должен быть максимально прозрачным. «Мы будем добиваться того, чтобы расклад был полный: куда дели деньги?», — подчеркнул он.
Отметим, что 26 апреля генеральный директор холдинга News Media и президент «Балтийской медиа-группы» Арам Габрелянов на Медиа-форуме заявил, что, по его мнению, государство может иметь только один телеканал, а остальные издания не должны получать бюджетных субсидий. По его мнению, казенные средства СМИ можно выделять только в виде грантов на конкретные проекты — например, серию статей или телесюжетов на определенную тему.
Павел Петров