
Справедливое решение в отношении муниципалов готовы принять Смольный и депутаты петербургского ЗакСа. После того, как они подняли зарплату простым госслужащим на два годовых оклада, а депутатам, членам правительства, главам ТИК и губернатору – на шесть годовых окладов, они готовы повысить зарплату муниципалам. Не на шесть, конечно, но на два оклада. Ибо в бюджетной политике действует правило: чем больше получателей, тем меньше надбавки, так как всем должно быть поровну. Однако это не совсем то, чего хотели бы муниципалы. Уже не первый год они бьются за то, чтобы их работой не только отчитывались, но еще и с ними считались. Они хотят признания, уважения и душевного трепетного отношения.
Напомним: 23 июня 2022 на заседание горпарламента был внесен и одобрен в первом чтении законопроект, по которому всем типам чиновников от губернатора, вице-губернаторов и депутатов до простых госслужащих увеличили довольствие на два оклада в год за особые условия работы. На итоговом заседании 29 июня парламентарии решили во втором чтении законопроект немного поменять. И назначить увеличение зарплат не со следующего года, а в течение 10 дней после утверждения документа. Оставить многочисленной армии госслужащих увеличение на два оклада в год – то есть примерно по 4-10 тысяч рублей доплаты в месяц. А себе, своим друзьям вице-губернаторам, председателям ТИКов и остальным лицам, замещающим госдолжности, повысить довольствие не на два оклада в год, а на шесть. То есть, если оклад депутата составляет примерно 70 тысяч «на руки», то плюс шесть окладов в год добавит к средней парламентской зарплате по 35 тысяч рублей в месяц. Поправка была подана шестью руководителями всех депутатских фракций, включая оппозиционную. Видимо для того, чтобы губернатор такие изменения утвердил, два других парламентария внесли еще одну поправку, которой увеличили доплату к зарплате главы города тоже не на два оклада в год, а на шесть. Так, ежемесячная доплата губернатора к его зарплате получится не 14 тысяч рублей «на руки», а около 40 тысяч рублей. В тот же день документ был утвержден в целом. |
На прошлой неделе на антикоррупционную экспертизу поступил еще один зарплатный проект закона. Об увеличении довольствия работников местных администраций и муниципальных советов. Сейчас к основному окладу им также как другим чиновникам и депутатам прибавляют выплаты по числу окладов в год: за выслугу лет – три оклада, за классный чин – четыре, премии – шесть, матпомощь – три и надбавка за особые условия работы – три годовых оклада. Последнее значение решено поменять на пять.
Но это не совсем то, чего хотели бы муниципалы. Уже несколько лет они бьются за в принципе иной статус для себя и своих сотрудников.
Муниципальные должности должны по федеральному законодательству соответствовать госдолжностям. Глава муниципалитета и местной администрации в таком случае должны быть на уровне замглавы районной администрации. По факту же получается: когда нужно решать госзадачи, оказывать содействие, делать работу, которой кто-то отчитается — путем «похлопывания по плечу» руководителей муниципалитетов таковыми признают. А вот когда речь идет о вознаграждении в виде зарплаты, причем из фонда муниципального бюджета, а не сторонних источников, оказывается, что руководителей муниципалитетов держат даже не за начальников отделов, а в лучшем случае, за ведущих специалистов районного звена – тех молодых девочек и мальчиков, которые сразу после института хотят поднабраться бумажноперекладывательского опыта.
Получается это так. По должности число расчетных единиц основного оклада главы МО и МА соответствует уровню замглавы района: 24-26 расчетных единиц в зависимости от категории района и соответствующей группы. А вот количество остальных окладов, годовых, разное.
Например, за классный чин госслужащим выплачивается пять окладов, а муниципальным – четыре, за особые условия труда чиновникам, после последних изменений, платят восемь, а муниципалам – три, еще у муниципалов отсутствуют премии за выполнение особо важных заданий и, в силу отсутствия полномочий, за гостайну. Если сложить все надбавки, то госслужащие дополнительно к основному окладу получают 27,5 окладов в год. А муниципалы – всего 19. И в итоге зарплата муниципальных руководителей получается на уровне ведущих специалистов районных администраций. Это еще не говоря о том, что остальным муниципальным служащим прописали количество расчетных единиц, нарушающих федеральный принцип соответствия должностям госслужбы.
И все это нечестно.
В районной администрации только глава и замы имеют юридически значимое право подписи при принятии решений и распределении бюджета. Они несут соответствующую административную и уголовную ответственность. И еще дисциплинарную ответственность за невыполнение рабочих планов и задач. Другими словами, отвечают своей головой и репутацией за все, что происходит по курируемым направлениям на вверенной территории. Начальники отделов, главные и тем более ведущие специалисты – это исполнители принятых решений, которых даже если сильно захотеть не всегда можно уволить за неисполнение поручений.
Муниципалитеты – юридические лица и распорядители бюджетов, порой немаленьких, а в сотни миллионов рублей. Главы местных администраций и муниципальных советов принимают решения и всем выгодно, чтобы у них не было соблазнов к злоупотреблению финансовой власти. Когда приходят проверки из прокуратуры и КСП, именно они своей головой отвечают за принятый бюджет, корректировки в Устав, ремонты дорог, строительство детских площадок, работу органов опеки и другие действия по своим полномочиям. Когда нужно что-то сделать, им звонят главы и заместители глав районов, депутаты там разные, иногда – начальники отделов. А когда «пожар» или проблемы – ни одной живой души в помощь, даже маленького ведущего специалиста в округе нет.
Муниципалы считают, что им нужно повысить количество окладов по всем разделам, чтобы сделать итоговое годовое число не меньше, чем у замглав районных администраций.
Надо:
за выслугу лет – оставить в размере трех;
за классный чин – повысить с четырех до пяти;
за особые условия труда – повысить с трех до восьми, а не до пяти
премий по результатам службы – оставить в размере шести;
матпомощь – оставить в размере трех окладов, но не должностных, а месячного содержания.
Добавить:
премий за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере одного оклада;
Тогда получится 26 окладов. И это меньше, чем 27,5, но только за счет того, что муниципалам не приходится работать с гостайной.
Говорят, что комитет финансов не очень рад таким предложениям. По крайне мере, не так сильно, как в начале лета 2022 года, когда надо было поднять зарплату губернатору города, членам правительства и народным избранникам. С другой стороны, надежда на то, что будут приняты не точечные, а нормальные изменения есть: ведь для выборов губернатора города то ли 2023, то ли 2024 года муниципальный фильтр пока еще никто не отменял.