Знаменитый Павловский музыкальный вокзал, разрушенный в годы Великой отечественной войны не заслуживает забвения и должен быть возрожден. Эту идею в рамках работы Лектория Шокальского обсудили эксперты на онлайн-заседании Кинокомиссии Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества. Они уверены, что этому месту необходимо вернуть былую славу культурного центра России.
Сегодня в это сложно поверить, но когда-то здание знаменитого вокзала располагалось внутри Павловского парка. Коротая время в ожидании поезда, посетители могли насладиться звуками красивой музыки наполнявшей аллеи парка. Кстати изначально слово «воксал» означало не помещение для пассажиров, а увеселительное заведение.
По словам директора федерального учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» Веры Дементьевой, после утраты исторического здания надежда на его возрождение никогда не умирала. Однако силами одного музея с таким серьёзным проектом не справиться.
«К решению этой задачи нужно подключать культурную общественность нашей страны. Желание вернуть этому месту былую славу есть, никуда не исчезало и силы для этого найдём. Сюда должна вернуться душа», — говорит Вера Дементьева.
Она напомнила, что музыкальный вокзал когда-то гремел не только на всю страну, но и за её пределами. И очень быстро популярные у публики павловские сезоны из увеселительных мероприятий превратились в серьёзные вечера классической музыки. В разные годы на этой площадке выступали лучшие артисты своего времени. Петербуржцы, на протяжении десяти сезонов, приезжали в Павловск чтобы услышать австрийского гения, короля вальсов Иоганна Штрауса. Здесь пел Федор Шаляпин, звучала музыка Сергея Прокофьева, блистала балерина Анна Павлова, а дирижёр Йозеф Герман инструментовал вальс-фантазию Глинки. Кстати, с тех самых пор его стали называть «Павловским вальсом».
Для публики вокзал распахнул свои двери 23 мая 1838 года. Он стал конечной станцией Царскосельской железной дороги, был построен архитектором Андреем Штакешнейдером в 1838 году. В нем было все продумано для комфортного отдыха пассажиров. Здесь располагались буфеты, ресторан и даже сад с фонтанами. Павловский вокзал стал первым подобным культурным пространством в нашей стране.
Идея проложить железную дорогу в Павловск и построить на конечной станции вокзал с рестораном и барами принадлежит Францу фон Герстнеру. Он был уверен, что таким образом, можно будет привлечь в пригороды Петербурга состоятельную публику и оказался прав. Его проект поддержал Николай I.
Сквозное движение между Петербургом и Павловском было открыто 22 мая 1838 года. Осенью на музыкальном вокзале прошли первые концерты. Они стали настолько популярны, что пришлось увеличить количество курсирующих поездов. В дни проведения культурных мероприятий запустили специальные «музыкальные» поезда, включавшие даже вагон для перевозки нарядов.
К сожалению, вокзал не пережил Великую отечественную войну и был полностью разрушен. Сегодня о нем напоминает лишь чугунный фонарь и памятный камень.
По словам директора СПБ ГБУ «Историко-литературного музея города Пушкина» Натальи Петровой, важно говорить не только возрождении самого здания музыкального вокзала, а прежде всего о восстановлении русской культуры и музыки.
«Недаром, многие заслуженно говорят о Павловске, как о родине филармонического искусства нашей страны. Ведь именно здесь исполнялась практически вся мировая симфоническая музыка», — говорит Наталья Петрова.
Она отметила, что концерты в Павловске были бесплатными и доступными для всех. Любой житель близлежащих деревень мог прийти и послушать музыку. Люди, живущие рядом, с детства были пропитаны культурой и образованностью. Сюда тянулись гости не только из Петербурга, но и из соседних деревень. Нередко после концертов они возвращались домой пешком большими компаниями.
«Очень важно в этом месте создать памятник русской культуры, возродить традиции не только музыкального вокзала, но и самого Павловска. Вернуть привычку сесть на поезд и поехать на музыку», — резюмировала Наталья Петрова.